Ну, не надоела вам еще итальянская мелочь? Даже если надоела - придется терпеть дальше. Ибо сегодня речь пойдет об еще одной большой группе мобшвали - охотниках за подводными лодками, или, по итальянской классификации, Cacciasommergibili.
Итальянский флот, на мой взгляд, нельзя упрекнуть в недостаточном внимании к вопросам противолодочной обороны. Конечно, британскому он серьезно уступал по количеству эскортных кораблей и, что самое главное, качеству поисковой аппаратуры, но на фоне остальных не выглядел аутсайдером. Еще в 1934 г. итальянцы ввели в строй специализированный быстроходный противолодочный корабль «Альбатрос», затем развернули серийную постройку эскортных миноносцев типов «Орса» и «Чиклоне», создали довольно неплохие «бикалиберные» пневматические бомбометы, вели разработку собственных гидролокаторов, уже в годы войны построили большую серию охотников типа VAS.
Противолодочный корабль "Альбатрос" в Специи в 1935 г.
И в дополнение к этому. с началом войны в охотники за ПЛ было переоборудовано около 200 мобилизованных судов и катеров.
Первыми стали два т.н. «корабля» Королевской Финансовой Гвардии - «Маджоре Макки» («Maggiore Macchi», 1899 года постройки, 214 тонн, 11 узлов) и «Дженерале Турба» («Generale Turba», 1910 года постройки, 303 тонны, 13 узлов), получившие обозначения AS-1 и AS-18.
В 1941 году к ним добавилось еще два «корабля» - «Галлано» («Gallano») и «Смальто» («Smalto»), трофейные югославские «Опенач» («Openac») и «Цер» («Cer»).
Четыре катера, построенных в 1934-1935 гг. на верфи «Бальетто» для Школы акустиков - MAS 438-441 (38 тонн, 16 узлов, одна 76-мм пушка, в 1941 г. замененная на 40-мм «пом-пом», 2 пулемета, 8 ГБ). Они формально получили номера AS 25-28, хотя на борту продолжали нести старые, а в 1943 г. были переименованы в МЕ-38 - МЕ-41. Все благополучно пережили войну. МЕ-39 погиб в 1946 г. в результате аварии, МЕ-40 по репарациям отошел СССР (вошел в строй как самоходный щит-мишень ЩМ-3), МЕ-38 и МЕ-41 списаны в 1950 г.
Противолодочный катер MAS-438 в довоенный период
Противолодочный катер MAS-440 на Адриатике в 1942 г. Как видно, катер несет свой старый номер вместо официального AS-27
Противолодочный катер MAS-441. Хорошо виден "пом-пом" на носу, с номером такая же история.
В 1941 г. якобы трофейный греческий миноносец был переоборудован в противолодочный катер VAS-200, однако по корабельному составу греческого флота такой не прослеживается.
На рубеже 1941-1942 гг. командованием на Додеканезских островах, «в порядке эксперимента на местном уровне», четыре каботажных парохода - «Оттавия» («Ottavia»), «Елена» («Elena»), «Нинетта» («Ninetta») и «Ариэлла» («Ariella») - были переоборудованы в суда-ловушки, получив обозначения AS 91-94.
Вспомогательный охотник AS-121 "Реджина Елена" в 1944 г.
Яхта «Кипрус» («Cyprus») водоизмещением 1218 т также числилась противолодочным кораблем под номером AS-114, хотя по большей части использовалась в качестве штабного корабля в Пирее. Погибла на мине у берегов Мореи (Греция) 24.09.1942.
Вспомогательный охотник AS-114 "Кипрус" в Пирее, 24 января 1942 г.
Все же остальные вспомогательные охотники за ПЛ представляли собой пеструю солянку из катеров Финансовой Гвардии, мобилизованных рыболовецких судов и даже моторных лодок (катерами их язык не поворачивается называть) Портовой милиции.
Вспомогательный охотник "Д'Амато" (AS-4) - бывший патрульный катер Финансовой Гвардии. Налицо очевидное внешнее сходство как с катерами типа MAS-438, так и с тральщиками типа "Виджиланте", о которых мы говорили ранее.
Вспомогательный охотник AS-20 ("Ломбардия") - мобилизованный рыболовный баркас.
Вспомогательный охотник AS-44 ("Сан Франческо д'Ассисси II"), 1942 г. - еще один мобилизованный рыболовный баркас.
Вспомогательные охотники AS-33 и AS-13 - бывшие катера Портовой милиции. Ну, накинуть петлю на перископ с такого, наверное, было можно.
Таким образом, не приходится удивляться, что даже итальянские авторы пишут, что «ввиду скромных характеристик и отсутствия современных и адекватных гидроакустических средств почти все эти суденышки могли выполнять исключительно сдерживающую функцию по отношению к подводным лодкам, однако интенсивно использовались с первого до последнего дня войны и не избежали потерь».