В 1871 г. турецкое правительство заказало в Англии два крупных броненосца - «Месудие» и «Махмудие» (в ряде источников последний проходит под названием «Мемдухие»), в феврале 1876 г. переименованный в «Гамидие». Постройку кораблей вела фирма «Thames Iron Works» в пригороде Лондона - Блэкуолле (строительные номера 80f и 99f). После начала русско-турецкой войны темпы строительства «Гамидие» резко замедлились. 20.2.1878, в связи с отсутствием средств, он был продан Великобритании и 15.11.1880 вошел в состав Королевского флота под названием «Superb».
Проект разработан главным конструктором британского флота Эдуардом Ридом и базировался на основе проекта британского броненосца «Hercules». Конструктивно «Месудие» и «Махмудие» являлись броненосцами с центральной батареей и несли полную трехмачтовую оснастку барков. При проектном водоизмещении 9120 т, «Месудие» оставался самым крупным кораблем Османского флота вплоть до покупки в Германии в 1910 г. броненосцев «Торгуд Реис» и «Барбаросс Хейреддин».
(графика Ростислава Кузнецова)
Силовая установка для «Месудие» изготовлена фирмой-строителем, для «Махмудие» - фирмой «Maudslay, Son & Field» (по другим данным, последняя поставляла машины для обоих кораблей). Восемь огнетрубных прямоугольных котлов группировались по четыре, каждая группа снабжалась отдельной дымовой трубой. Паровая машина - двухцилиндровая, горизонтальная, прямого действия. При проектной индикаторной мощности 7200 л.с. корабли должны были развивать скорость 13 уз. На испытаниях «Месудие» показал 13,7 уз при мощности 7431 и.л.с. Гребной винт диаметром 7,01 м при движении под парусами разобщался с машиной. Дальность плавания 10-узловым ходом при нормальном запасе угля составляла 1800 миль, при полном - 2100 миль.
Броненосцы обладали развитым и существенно дифференцированным бронированием - в частности, на миделе защита включала 6 рядов плит различной толщины, начинаясь от верхней палубы и опускаясь на 1,52 м ниже ватерлинии. Вся броня устанавливалась на деревянной подкладке, в средней части имевшей толщину 300 мм. Главный пояс простирался от 40 до 124 шп. и состоял из трех рядов плит: верхняя, самая широкая, имела толщину 300 мм, средняя - 225 мм, нижняя - 152 мм. Общая высота пояса по кормовой кромке равнялась 9 футам (2,75 м), но на миделе он был несколько уже. Далее в корму до 158 шп. пояс становился однородным по толщине (178 мм), а его нижняя кромка плавно поднималась к ватерлинии. Румпельное отделение защищалось 127-мм броней. В носовой части пояс также был однородным по толщине и плавно сужался к верхней кромке. Между 16 и 40 шп. он имел толщину 152 мм, а далее к форштевню - 127 мм.
Располагавшаяся в центральной части корабля батарея имела длину 33,9 м по борту и 46,67 м по ДП. С бортов она прикрывалась 254-мм плитами, поднимавшимися до уровня верхнего среза орудийных портов, выше которого располагались 178-мм плиты. С носа и кормы батарею прикрывали закругленные траверсы, состоявшие из четырех рядов плит различной толщины (снизу вверх - 254, 178, 152 и 127 мм).
«Месудие» стал первым (и единственным на период войны 1877-1878 гг.) турецким кораблем, получившим полноценную горизонтальную защиту. Его верхняя палуба в пределах цитадели и главная палуба вне ее на всем протяжении прикрывались плитами толщиной 25,4 мм. Броня укладывалась поверх 90-мм деревянного настила. Корабль оборудовался двумя боевыми рубками цилиндрической формы, защищенными 203-мм броней. Общий вес броневой защиты, включая подкладку, составлял 21,5 % водоизмещения.
Вооружение по первоначальному проекту должно было включать шестнадцать 240-мм гладкоствольных пушек, однако в процессе строительства его состав претерпел изменения. В итоге, при вступлении в строй «Месудие» нес двенадцать 254-мм 18-тонных нарезных дульнозарядных орудий Армстронга в центральной батарее и три 178-мм 6,5-тонных нарезных дульнозарядных орудия Армстронга на верхней палубе (два под полубаком и одно - под полуютом), причем последние были лишены какой бы то ни было защиты. Согласно ряду источников, вооружение дополняли шесть 20-фнт гладкоствольных пушек.
С сентября 1876 г. до конца русско-турецкой войны «Месудие» находился в Стамбуле, являясь флагманским кораблем турецкого флота.
С января 1891 по май 1893 г. прошел капитальный ремонт в Стамбуле при помощи специалистов итальянской фирмы «Ansaldo», после чего в строй не вводился, но в 1898-1903 гг. прошел второй этап модернизации на верфи «Ansaldo» в Генуе. Объем работ был больше, чем на предыдущем или последующих типах, фактически после их окончания турецкий флот получил совершенно новый корабль, близкий по характеристикам к броненосным крейсерам того времени.
В 1903 г. «Месудие» был переклассифицирован в броненосный корабль. До 1910 г. находился в строю, после чего стоял в Измире, но в 1911 г. вернулся в строй; 5.9.1914 выведен из состава действующего флота, а в сентябре 1914 г. установлен в качестве плавучей батареи в прол. Дарданеллы у Чанаккале; 13.12.1914 потоплен британской подводной лодкой В-11 у м. Эренкёй - после попадания торпеды «Месудие» перевернулся и спустя 10 минут затонул вместе с 10 офицерами и 28 матросами.