Наверное, большинство шиплаверов привыкло к тому, что "табличные" данные по дальности плавания кораблей, как правило, завышаются по сравнению с реальными.
Едва ли не более всех остальных в этой "политике приписок" преуспели немцы. В данном блоге уже
говорилось о резком несоответствии заявленной и полученной дальности плавания немецких эсминцев и миноносцев.
Однако, читая книгу Герхарда Коопа и Клауса-Петера Шмольке о малых крейсерах периода Первой мировой войны (Die kleine Kreuzer 1903-1918: Bremen- bis Cöln-Klasse), с удивлением обнаружил совершенно обратную картину.
Итак, тип "Магдебург".
Справочная дальность плавания - 5820 миль 12-узловым ходом или 900 миль 25-узловым.
Кооп и Шмольке приводят данные испытаний англичанами доставшихся им трофейных кораблей (надо полагать, "Страссбурга" или "Штральзунда"). Не понятно, по какой методе просвященные мореплаватели проводили данные пробы - скорее всего, брали замеры расхода топлива на достаточно небольшом временном интервале. Итоговые цифры любопытны: 5850 миль на скорости 10 узлов, 3290 миль на 17,6 уз (1/5 от максимальной мощности механизмов), 1859 миль на 24,4 уз (максимальная продолжительная скорость), 1715 миль на 25,1 уз (4/5 от максимальной мощности).
Иными словами, полученная англичанами дальность на малом ходу оказалась примерно соответствующей расчетной, но на больших ходах - существенно превысила ее.
Причем данные эти нельзя назвать случайным выбросом.
Тип "Грауденц": справочная дальность плавания - 5500 миль 12-узловым ходом или 1000 миль 25-узловым.
Британские замеры: 7900 миль на 10 узлах, 4400 миль на 18 узлах (1/5 от полной), 2480 миль на 24,8 уз (макс. продолжительная), 2300 миль на 25,5 уз. Превышение на максимальном ходу в два с половиной раза (!!!).
Даже затрофеенный немцами "Пиллау" - не поставленный нам "Муравьев-Амурский".
Справочная дальность - 4300 миль 12-узловым ходом.
Полученная британцами: 6600 миль на 10 узлах, 3340 миль на 18 узлах (1/5 от полной), 1900 миль на 25 узлах (макс. продолжительная), 1750 миль на 25,6 уз.
В общем, пребываю в некоторой прострации: то ли англичане ошиблись в своих рассчетах, то ли немцы не знали своего счастья.