Давно интересовали германские катера. Про "шнелльботы" в свое время книга была написана, потом совместно с Виктором Галыней написали статью про легкие торпедные катера типа LS, а вот этот тип долго оставался неизвестным.
Приводимый ниже текст является переводом главы из книги Гарольда Фока (Harold Fock "Die Deutschen Schnellboote 1914-1945"). Довольно объемной, надо сказать. Полностью она тему не закрывает, зато содержит информацию, позволяющую сделать определенные выводы относительно их боевой ценности.
Иллюстрации взяты из разных мест, ибо в книге, как на зло, именно на этот тип нет ни одной схемы, а фотки не блещут качеством.
KM-3 и KM-4 в Пункасалми на Ладожском озере, 12 июля 1942 г.
С начала войны и до конца 1941 года минирование подходов к английским портам с помощью новой магнитной мины, разработанной совместно Кригсмарине и Люфтваффе, осуществлялось почти исключительно самолетами. В целом, это оказалось не совсем неудовлетворительным, поскольку
- точность сброса во многих случаях оставляла желать лучшего (например, мины попадали даже на илистые отмели);
- самолеты могли быть услышаны и замечены дозорными кораблями, которые затем немедленно приступали к действиям по обеспечению безопасности судоходства и тралению.
Чтобы избежать этих недостатков и поддержать деятельность Люфтваффе летом 1941 года военно-морской флот вознамерился разработать небольшой быстрый активный минный заградитель, подходящий для использования с голландских, бельгийских и французских баз Ла-Манша. При его создании считались необходимыми:
- минимальные размеры, чтобы иметь возможность действовать как можно незаметнее даже на узких прибрежных фарватерах англичан,
- высокая скорость, позволяющая в короткие ночные часы добраться до районов постановок и своевременно вернуться назад, т.е. не менее 24 узлов;
- достаточная для района боевых действий мореходность;
- такое расположение минно-заградительного оборудования, чтобы задача катеров была внешне незаметна даже в случае обнаружения противником;
- использование в качестве силовой установки имеющихся в наличии авиационных двигателей BMW мощностью 800 л.с.;
Всего было построено 36 таких катеров, постройка серии завершилась к весне 1942 года.
В сотрудничестве с верфью «Lürssen» советник Дикманн разработал катер, производство которого не требовало больших затрат.
Корпус катера выполнялся V-образным, с двойной диагональной обшивкой из красного дерева, которое использовалось при серийном строительстве больших «шнелльботов». Катера имели длину 15,95/15,22 м, ширину 3,5/3,21 м, высоту борта 1,85 м, наибольшую осадку 1,1 м, нормальное водоизмещение 16 т и полное 19 т. Вооружение первоначально состояло из одного, с осени 1942 г. - двух 15-мм авиационных пулеметов (2000 патронов на каждый), четырех мин типа ТМВ в трубах-шахтах из легких сплавов, расположенных между двигателями, а также нескольких глубинных бомб и минных защитников. Для постановки мин требовалось откинуть две расположенные в днище заслонки, закрывавшие на ходу минные шахты.
Два нереверсивных четырехтактных 12-цилиндровых авиационных двигателя BMW-6V F-16/200 мощностью 550/650 л.с. вращали два гребных винта диаметром 0,575 м, позволяя катерам развивать скорость 30-32 уз без мин и 24 уз с минами. При запасе топлива 3,26 м3 дальность плавания составляла 280 морских миль на 24 узлах. Электрическая установка состояла из двух генераторов переменного тока с приводом от главных двигателей и четырех аккумуляторных батарей.
Оба главных мотора были рассчитаны только на движение вперед со скоростью не менее 12 узлов. Двигатель левого борта был жестко соединен с гребным валом, двигатель правого борта можно было отсоединить, чтобы иметь возможность подключать к гребному валу отдельный мотор «Steudel» в 30 л.с. для маневрирования в порту или на малых скоростях при открытых днищевых люках. Экипаж состоял из 8 человек.
Всего было заказано 36 катеров с номерами КМ-1 - КМ-36:
- КМ 1-4, 22, 27-36 - верфи «Nordbjerg & Wedeil», Копенгаген;
- КМ 5-7 - верфи «Roland», Бремен-Хемелинген;
- КМ 8-15 - верфи «Engelbrecht», Берлин-Кепеник;
- КМ 16-19 - верфи «Kriegermann», Берлин-Пихейсдорф;
- КМ 20-21 - верфи «Reinicke», Берлин-Пихельсдорф;
- КМ 23-26 - верфи «Robert Franz» из Нидерлене.
Из-за проблем с поставками двигателей завершение строительства катеров задержалось примерно на год. Во время строительства разразилась война с Россией, и вскоре стало очевидно, что германский флот, по-прежнему активно действовавший на Западе, испытывает значительную нехватку ударных сил, чтобы противостоять значительно превосходящим советским силам на всех морских театрах. Быстрое продвижение немецких армейских соединений и включение в зону боевых действий удаленных морских районов, таких как Финский залив и Черное море, натолкнули на мысль использовать на Востоке, по крайней мере, часть небольших, быстроходных и пригодных для перевозки по суше катеров типа КМ.
В рамках немецко-финского соглашения о ликвидации Ленинградского котла, фронт которого на юге уже примыкал к Ладожскому озеру у Шлиссельбурга, а на восточном берегу озера преобладали финские соединения, Верховное командование Вермахта (OKW) решило перебросить под Ленинград для ведения боевых действий на Ладожском озере флотилию катеров типа КМ, что являлось наилучшим и быстровыполнимым решением в качестве военной помощи Германии. Они должны были уничтожить многочисленные, хорошо вооруженные артиллерией советские сторожевые катера, охранявшие морской путь между Новой Ладогой и бухтой Морье.
В результате 31-я флотилия тральщиков под командованием корветтен-капитана резерва фон Рамма, которая после длительного участия в войне на Балтике временно находилась на Западе и состояла преимущественно из рыболовецких судов, получила первые готовые катера КМ с задачей в кратчайшие сроки испытать их по завершении строительства и подготовить к действиям, а затем организовать и осуществить их перевозку к Ладожскому озеру по морю и сушей.
При трезвом рассмотрении данное решение включало в себя множество серьезных плюсов и минусов.
В пользу предполагаемого использования катеров говорили:
- их пригодность для перевозки из Финского залива на Ладожское озеро по железной дороге без сложных работ по разборке и сборке;
- отсутствие необходимости в срочном выводе техники с других театров военных действий;
- возможность своевременного прибытия катеров (Ленинград должен был быть взят в конце 1942 г.);
- все равно не было ничего лучшего...
Однако проблемами являлись:
- спешное развертывание и использование совершенно нового, еще не опробованного типа катеров вдали от хорошо оборудованных ремонтных предприятий;
- при использовании катеров, спроектированных в качестве наступательного минного заградителя, для выполнения задач в Ладожском озере:
1) одного 15-мм пулемета было совершенно недостаточно для уничтожения русских сторожевых катеров. Даже последующая установка второго 15-мм пулемета не давала им артиллерийского превосходства над русскими орудиями калибра от 40 до 76 мм;
2) для имевшихся донных мин с различными типами взрывателей (магнитный, акустический) требовалась глубина не более 10 м. Поскольку снабжение противника происходило в основном вдоль берега, то есть на небольшой глубине, а используемые русскими транспортные средства (паромы, баржи, плоты и т.д.) были построены преимущественно из дерева, использование мин с самого начала вызывало сомнения. Кроме того, любая операция по минированию в принципе имеет ценность только в том случае, если она проводится незаметно и остается незамеченной до тех пор, пока не будет произведен эффект. И для этого тоже были сугубо неблагоприятные перспективы:
а) в летние месяцы, до конца августа, стоят белые ночи; сумерки наступают не более чем на час;
б) из-за сильного шума авиационных моторов катера были слышны - не в последнюю очередь и береговым наблюдателям - на мили вокруг;
в) собственное вооружение катеров было недостаточным для защиты от преследующих самолетов;
г) крайне примитивные средства навигации. Поскольку магнитные компасы из-за магнитных мин работали очень ненадежно, в районе постановок было трудно ориентироваться даже в слегка пасмурную погоду.
Финны, которые ожидали получить плоскодонные мелкосидящие катера, пригодные для дневных и ночных операций у южного берега озера и оснащенные орудиями калибра от 40 до 76 мм, высказывали серьезные опасения, что плохо вооруженные в артиллерийском отношении катера типа КМ, предназначенные для постановки магнитных мин, не добьются большого успеха в борьбе против деревянных судов противника. Это мнение было передано Верховному командованию Вермахта и командиру 31-й флотилии тральщиков. В ответ было указано, что в наличии не имеется более подходящих катеров соответствующих размеров, пригодных для переброски наземным транспортом, и что кроме катеров типа КМ на Ладожском озере должны действовать принадлежавшие Люфтваффе вооруженные паромы Зибеля и итальянские торпедные катера 12-й флотилии MAS.
Хотя использование паромов Зибеля на озере могло иметь вполне реальную ценность, катера типа MAS, вооруженные одним 20-мм автоматом и двумя 450-мм торпедами, в конечном итоге оказались столь же бесполезными, как и катера типа KM. Поскольку русские суда двигались в основном близко к берегу, на глубинах 4-5 м, из-за малых глубин MAS в редких случаях могли стрелять торпедами. Короче говоря, катера типов MAS и KM с самого начала скорее изображали на озере «fleet-in-being», чем имели реальную боевую ценность...
Ввод в строй первого катера типа КМ был перенесен с марта на начало июня 1942 г. Уже первые ходовые испытания выявили серьезные недостатки, которые потребовали доработки:
- конструкция корпуса катера оказалась переоблегченной. Сильные деформации на изгиб из-за отсутствия надежного соединения шпангоутов и киля в районе минных шахт, сотрясения кормы, вызванные работой двигателей при движении полным ходом с минами на борту, а также регулярные повреждения корпуса на волнении, характерные для недавно разработанных V-образных обводов, приводили к ослаблению обшивки и течам в корпусе и сальниках. Только после почти года испытаний и установки подкреплений прочность и мореходность катеров удалось довести до удовлетворительного состояния. Предел мореходности для них определялся в 4 балла по шкале Бофорта и волнении 2-3 балла. Однако нижние люки минных шахт никогда не закрывались, и в них всегда было много воды;
- поскольку оба главных мотора и гребные винты имели левое вращение, катера кренились на высоких скоростях. Тогда их можно было удержать на курсе только при определенном постоянном положении руля;
- из-за недостаточного охлаждения двигателей максимальную скорость можно было развивать только на короткое время, когда это было абсолютно необходимо. Кроме того, несмотря на двойные рули, на полном ходу катера плохо держались на курсе;
- муфты валов двигателей оказались чрезвычайно ненадежными - этот недостаток удалось устранить только после года эксплуатации.
- маневровый двигатель «Steudel» был ненадежен, и его пришлось заменить более мощным двигателем «Ford» V-8 мощностью 90 л.с. Помимо безупречной работы, большая мощность этого двигателя улучшила маневренные характеристики и крейсерскую скорость;
- минное и пулеметное вооружение было приведено в работоспособное состояние только после нескольких недель доработок.
Начальник торпедных катеров капитан 1 ранга Бютов еще в июне 1942 года, после участия в одном из первых ходовых испытаний, заявил, что об использовании катеров типа КМ в Ла-Манше и устье Темзы не может быть и речи из-за их непригодности к условиям театра, и что авиационные двигатели на малых катерах, вероятно, будут пригодны к эксплуатации только после длительных испытаний. Несмотря на это, штаб фюрера отклонил поддержанное ОКМ предложение начальника 31-й флотилии тральщиков, который считал, что из-за круглосуточного светлого времени на Ладожском озере катера можно будет применить только в середине августа, и имеющееся в запасе время следует использовать для устранения основных недостатков, в числе которых назывались:
- течи в корпусе,
- прогиб корпуса при наличии мин,
- перегорание муфт,
- трудности с подключением главных моторов.
Несмотря на все опасения, 19 июня 1942 г. четыре из первоначально запланированных шести катеров (КМ-3, КМ-4, КМ-8, КМ-22), которые вернулись поврежденными из последнего пробного выхода, были погружены в Киле на пароход «Зюдерау» (1453 брт) и отправлены в Финский залив. После прохождения своим ходом через Саймский канал катера были погружены с помощью специальных салазок на железнодорожные платформы перевезены по суше примерно на 30 км и снова спущены на воду в Лахденпохье при помощи слипа.
Катера, обозначенные как группа «С» 31-й флотилии тральщиков под командованием обер-лейтенанта цур зее Реймана, прибыли на озеро 7 июля 1942 г. Для экипажей, размещенных в палаточных лагерях и неоднократно подвергавшихся атакам русских самолетов, начался период непрерывных ремонтов, герметизации корпусов, чистки вооружения и т.д. На короткой и резкой волне Ладожского озера катера так сильно болтало при ветре в 3 балла, что даже прогибались днищевые створки. Поскольку на озере была только очень небольшая верфь в Сортавале, требовалось несколько недель полетов Ju-52, предоставленных 1-м Воздушным флотом, чтобы доставить запасные части и специалистов туда и обратно между Килем и Лахденпохьей. В силу этих обстоятельств, в конце концов, удалось добиться распоряжения, что два оставшихся катера, предназначенных для использования на Ладожском озере, будут отправлены только после того, как будет продемонстрирована их полная боеготовность. К середине августа 1942 года четыре катера, уже находившихся на Ладожском озере, были признаны боеготовыми.
Из-за малой потребности в минных заградителях значительная часть катеров была введена в строй как «прибрежные торпедные катера» (Küsten-Schnellboot) и получила по два 450-мм торпедных аппарата из легких сплавов в корме и один 20-мм автомат.
Некоторые катера использовались на Чудском озере в 1944 году, другие временно передавались Хорватскому флоту и организации Тодта.
Выведенные с Востока катера 31-й флотилии тральщиков, (КМ-3, КМ-4, КМ-19, КМ-22, КМ-29), были выведены из состава флота в Свинемюнде в ноябре 1944 года. Запрос сухопутных войск о том, может ли ВМФ предоставить три катера KM и шесть катеров KS с экипажами для поддержки армии на Мазурских озерах был отклонен командованием флота в связи с состоянием катеров. В конце войны они, как и некоторые катера на Дунае, попали в руки русским.
Схемы катеров из справочника Эриха Грёнера. Надо сказать, что там они перепутаны местами - пришлось подрихтовать в фотошопе.
Два снимка спуска на воду KM-4 в Пункасалми, 12 июля 1942 г. Фотографии позволяют оценить форму корпуса.
На этих двух фотографиях запечатлен KM-22 в Сорталахти 20 октября 1942 г. Катер несет вооружение из одного 15-мм и одного 7,92-мм пулеметов.
KS-5 (бывший KM-32) после переделки в торпедный катер. Он был передан хорватскому флоту на Адриатике.
Оин из катеров типа KS, действовавших на Адриатике. Помимо двух торпедных аппаратов катер несет авиационную турель с 20-мм пушкой и три 7,92-мм пулемета.