Форбс

Nov 22, 2024 09:11

Сегодня годовщина со дня рождения одного из видных британских адмиралов периода Второй мировой - Чарльза Форбса. Видных по занимаемому посту, однако не по следу, оставленному в истории.
Давайте о нём и поговорим...




Чарльз Мортон Форбс (Charles Morton Forbes, 22.11.1880 - 28.08.1960)

Второй сын Джеймса Форбса, родился в Коломбо (Цейлон). На флот поступил гардемарином в 16-летнем возрасте. Первый офицерский чин получил 15.01.1900 (временный, постоянный годом позже, но со старшинством от этой даты).

Про первые 15 лет флотской карьеры данных не нашлось. Начало Первой мировой войны встретил в чине коммандера на должности старшего офицера линкора "Куин Элизабет", участвовал в Галлиполийской кампании. В октябре 1915 года перешел на "Айрон Дьюк" в качестве флаг-офицера командующего Гранд-Флитом адмирала Джеллико, а в ноябре 1916 года - на аналогичную должность при командующем 1-й эскадры линкоров адмирале Мэддене, державшем флаг на "Мальборо", а потом на "Ривендже" (видимо, Джеллико с собой его не забрал, а Битти, придя на пост командующего флотом, привел с собой своего флаг-офицера, из-за чего Форбсу пришлось уйти). На этом посту 30.06.1917 получил чин кэптена (в 37 лет - очень неплохо по меркам Королевского флота) и 10.07.1917 стал командиром крейсера "Галатея", оставаясь на посту до августа 1919 года.
Удостоен Ордена за выдающиеся заслуги за Ютланд (все остальные весомые награды исключительно к юбилеям).

Личная жизнь. В 1909 году женился на Агнэс Ивен (умерла в 1915-м) - одна дочь, один сын; в 1921 году женился вторично на Мари Берндтсон, шведке из Стокгольма, еще одна дочь. (Напомню, что ни у Каннингхэма, ни у Тови детей не было.)

В 1919-1921 гг. был членом Комитета по артиллерии, учился на курсах для старших офицеров, в 1921-1923 гг. работал в Колледже Королевского флота в Гринивиче, в т.ч. был заместителем директора. С июня 1923 по август 1924 года - командир линкора "Куин Элизабет" и флаг-капитан Средиземноморского флота, затем до мая 1925 года - на линкоре "Айрон Дьюк" флаг-капитан и начальник штаба младшего флагмана Средиземноморского флота. С июля 1925 по июль 1928 года занимает пост DNO (Начальник отдела военно-морских вооружений), причем под конец совмещает его с должностью военно-морского адъютанта короля Георга V.

5.10.1928 получил чин контр-адмирала (в 48 лет - на год раньше Каннингхэма и на два года раньше Тови). И тут странный момент карьеры: в течение двух лет Форбс состоял на половинном жаловании, т.е. никаких должностей на занимал и фактически на службе не состоял. Для адмирала с таким сталкиваюсь впервые. Кстати, у него был аналогичный этап в три месяца в 1919 году.

С августа 1930 по конец 1931 года занимает тот самый чудесный пост Командующего эсминцами Средиземноморского флота (напомню, что позже его последовательно занимали Каннингхэм, Сомервилл и Тови), в 1932-1934 годах служит в Адмиралтействе, Третий Морской лорд (отвечает за техническое состояние флота и кораблестроение); 21.01.1933 получает чин вице-адмирала. В 1934-1936 годах - командир 1-й эскадры линкоров и младший флагман Средиземноморского флота; 19.08.1936 получает чин полного адмирала (в 56 лет - опять на год раньше Каннингхэма); затем до 1938 года служит на берегу, возглавляя экзаменационную комиссию по отбору кандидатов в офицеры.

12.04.1938 адмирал Форбс назначается командующим Флотом метрополии и занимает этот пост до 2.12.1940, при этом 8.05.1940 получает чин адмирала флота. Иными словами, на его долю выпали подготовка к войне, первые военные месяцы, вся Норвежская кампания и эвакуация из Дюнкерка (хотя Флот метрополии к ней прямого отношения и не имел). Затем почти пять месяцев Форбс не у дел; наконец, с 1.05.1941 по 24.08.1943 он возглавляет Плимутское командование. После этого об адмирале никаких упоминаний.

Умер в Лондоне, немного не дожив до 80 лет.

Итак. Неплохая карьера для британского высшего офицера. Я не зря давал сравнения с Каннингхэмом и Тови - их у нас вроде как знают; так по сравнению с ними Форбс шел по карьерной лестнице чуть быстрее. На мой взгляд, он был все же больше штабным офицером, и хотя и занимал тот самый пост RA(D)MF, но большую часть карьеры провел на линкорах.

А теперь - главное, ради чего писался данный пост.
Сколько ни читал англоязычной литературы, нигде не встречал никаких оценок Форбса на посту командующего Флотом метрополии. Какой-то совершенно серый адмирал, не сумевший проявить себя в каких-то ярких эпизодах. А ведь шансы были. Сумей он перехватить "Шарля" и "Годфри" что в ноябре 39-го (после потопления "Равалпинди"), что в феврале 40-го (операция "Нордмарк"), что в апреле 40-го (после боя у Лофотенских о-вов), что в июне 40-го (операция "Юно") - наверняка прославился бы. И ведь не сказать, что в этих неудачах полностью его вина, но нет - не оставил он о себе доброй памяти.

Причем, он такой не один, много адмиралов ничем особенным не запомнились, или - как Паунд - запомнились исключительно из-за своих ошибок; но все остальные командующие Флотом метрополии (ну, может быть, в меньшей степени Мур, командовавший под занавес войны) были яркими фигурами, отметившимися выдающимися событиями, которые сами и организовали. А с Форбсом такая незадача вышла... Почему? Тут больше его личная вина, или обстоятельства так сложились?

Как считаете, камрады?

royal navy, персоналии

Previous post Next post
Up