Минные авизо типа «Бомб»

Sep 30, 2024 09:32


Появилось немного относительно свободного времени, в связи с чем решил вернуться к переводам отдельных статей по любопытным кораблям из книги Стивена Робертса "French Warships in the Age of Steam 1859-1914". В прошлые разы мы обсуждали минные крейсера типа «Кондор» и типа «Ваттинье», сегодня опускаемся на уровень ниже в иерархии и рассмотрим минные авизо - Avisos-torpilleurs. И начнем, разумеется, с самого первого типа.



Минный авизо "Даг"

15 июля 1882 г. морской министр Жорегиберри направил в Conseil des travaux проект 280-тонного мореходного миноносца (Torpilleur de haute mer, к январю 1883 года он упоминался уже как Torpilleur aviso), который по выданной министром спецификации разработал корабельный инженер Теодор Жан Морис Маршаль для возглавлявшегося Де Бюсси Технического отдела (Servise technique des construction navales), несомненно, с помощью самого Де Бюсси. Заданием требовалось поддержание скорости 18 узлов в течение 5-6 часов, дальность плавания 1000 миль 12-узловым ходом, вооружение из двух легких орудий, двух револьверных пушек и двух неподвижных надводных торпедных аппаратов, экипаж 45 человек, включая 4 офицеров.

Спроектированный Маршалем корабль имел длину 55,60 м, ширину по ватерлинии 6,80 м, высоту корпуса 1,80 м и водоизмещение 280,589 т. Три главных размерения корпуса повторяли таковые у 27-метровых миноносцев Нормана, увеличенные в 2,06 раза. Обводы корпуса были такими же в носу и в середине, но чуть полнее в корме. Силовая установка состояла из четырех паровых машин, таких же, как у нормановских 27-метровых миноносцев, работавших на два вала - двухвальная установка для безрангоутного корабля считалась необходимой. Корабль мог идти под двумя машинами, а под одной развивать 10 узлов. Он имел четыре котла, как у нормановского миноносца №60, размещенных в двух котельных отделениях. Двигаясь под двумя машинами и двумя котлами, другие можно было обслуживать. Нормальный запас угля в 53 тонны обеспечивал дальность плавания 1262 мили на 10 узлах, а полная загрузка ям еще 125 тоннами угля обеспечивала дальность 4238 миль на 12 узлах, хотя при этом корабль сидел в воде так глубоко, что мореходность вызывала опасение. В проекте имелось два надводных торпедных аппарата в носу для 4,40-метровых 356-мм торпед, как на миноносце №60. Вооружение включало два 100-мм орудия в средней части на спонсонах и восемь револьверных пушек. Достаточный запас угля в разделенных на отделения ямах обеспечивал защиту жизненно важных органов.

Совет одобрил проект с единственной оговоркой, что размер торпедного отсека должен быть увеличен, чтобы обеспечить возможность использовать 5,75-метровые 381-мм торпеды - изменение, которое не было внесено.

Пара близкорасположенных носовых торпедных аппаратов на испытаниях показала себя неудовлетворительно, поэтому перед вступлением корабля в строй их перенесли на спонсоны в кормовой части. Проект предусматривал две группы механизмов на двух валах, каждая включала две вертикальных компаунд-машины мощностью по 450 индикаторных сил того же типа, что применялись на нормановских миноносцах, с двумя цилиндрами диаметром 0,32 м и 0,58 м и ходом поршня 0,38 м, обеспечивавшими 335 оборотов в минуту при давлении в котлах 8,1 атм. В ходе постройки были установлены более крупные машины, по одной на вал. Исходные котлы оказались неудачными и были заменены в 1886-1890 гг. Корабли предназначались отчасти для сопровождения флота, но их оконечности были низкими, а вес - избыточным, что делало их маломореходными, также они были слишком легкими, чтобы поддерживать скорость в условиях сильного волнения. Все они оказались в береговой обороне (Défenses mobiles) в качестве лидеров дивизионов миноносцев (divisionnaires), хотя их скорость была на 6-7 узлов меньше, чем у самих миноносцев.

Для четырех кораблей данного типа были выбраны наименования «Эшерон», «Косит», «Флежетон» и «Стикс», но в конечном итоге они получили названия по образцам оружия - «Драгонь», «Флеш», «Кулеврин» и «Ланс», а имена рек передали броненосным канонерским лодкам. В январе 1885 года тип «Бомб» перевели в списках флота из класса миноносцев в класс авизо, и с тех пор представители типа «Бальни» стали самыми крупными мореходными миноносцами.

9 декабря 1892 г. Conseil des travaux отклонил разработанный корабельным инженером Оруа проект авизо, несущего мортиру, заявив, что принцип установки мортир на корабли малого водоизмещения с небольшой устойчивостью в качестве орудийной платформы и без или практически без защиты должен быть отклонен, особенно в таком случае, когда мортира являлась практическим единственным вооружением. В 1895-1896 годах, во время своего первого министерства, Локруа занялся этой идеей по предложению капитан-лейтенанта Луэля, офицера-артиллериста из его окружения, и решил перестроить «Драгонь» в мортирный авизо. Мортира, позаимствованная у армии, была установлена на носу, и испытания были признаны успешными, но, поскольку Локруа уже не был министром, дело было быстро прекращено, и орудие было снято. Когда же в 1898 году Локруа вернулся в министерство, он приказал вооружить все корабли типа «Бомб»/«Драгонь» короткоствольными орудиями армейского образца, а также попросил стороннего гражданского конструктора спроектировать быстроходный мортирный авизо. Работы по установке новых орудий на типе «Бомб» еще велись, когда он снова покинул свой пост в 1899 году, и проект снова был заброшен.

Авизо типа «Бомб» представляли собой увеличенные миноносцы с таранным форштевнем, низким бортом, одной слегка наклоненной трубой и тремя так же наклоненными мачтами с легким парусным вооружением шхуны, но без бушприта. С января 1896 года числились минными авизо (Avisos-torpilleurs), с января 1909 года - контрминоносцами (Contre-torpilleurs).

«Бомб» («Bombe») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 29 ноября 1883 г., заложен на верфи «F.C. Méditerranée» в Гавре в 1883 году, спущен на воду 16 апреля 1885 г., вошел в строй в 1887 году.
Строился по программе 1885 года. Начал переход в Шербур для установки вооружения 8 июня 1885 г., но 7 мая 1886 г. вернулся на верфь для ремонта котлов. Выведен в резерв в Шербуре в 1887 году, но вскоре переведен на Средиземное море. В 1896-1890 гг. котлы заменены новыми системы Дю-Тампля, в 1901 г. - системы Лаграфеля и д’Аллеста. Исключен 24 августа 1909 г., разобран в Шербуре в 1909-1911 гг.

«Кулеврин» («Couleuvrine») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 29 ноября 1883 г., заложен на верфи «F.C. Méditerranée» в Гавре в 1883 году, спущен на воду 30 июня 1885 г., подготовлен к испытаниям в апреле 1887 года, вошел в строй в 1887 году.
Строился по программе 1885 года. Начал переход в Шербур для установки вооружения 21 августа 1885 г. В 1887-1900 гг. находился в Тулоне. В начале своей карьеры, вместе с «Драгонь», участвовал в испытаниях армейской 155-мм мортиры в качестве мортирного судна (подобно миноносцу «Габриэль Шармэ»). Исключен 24 марта 1910 г., продан на слом в Рошфор 17 ноября 1911 г.

«Даг» («Dague») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 29 ноября 1883 г., заложен на верфи «F.C. Méditerranée» в Гавре в 1883 году, спущен на воду 30 июля 1885 г., подготовлен к испытаниям 7 ноября 1885 г., вошел в строй 29 января 1888 г.
Строился по программе 1885 года. Начал переход в Шербур для установки вооружения 6 ноября 1885 г., однако из-за течи котлов после первых проб вернулся на верфь и 30 апреля 1886 г. выведен в резерв. 7 мая 1886 г. отбуксирован в Гавр за новыми котлами, 11 декабря 1887 г. вернулся в Шербур и введен в кампанию; 19 декабря 1887 г. укомплектован для испытаний. Участвовал в морском параде в Шербуре 11 сентября 1888 г., после чего перешел в Тулон и выведен в резерв для ремонта. 17 июня 1889 г. вошел в состав Escadre d’évolutions и оставшуюся карьеры провел на Средиземном море. В 1892 году получил новые котлы Дю-Тампля, причинявшие массу проблем. Исключен 18 октября 1904 г., а 11 февраля 1905 г. в Тулоне продан на слом фирме «Goutte» из Марселя.

«Драгонь» («Dragonne») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 29 ноября 1883 г., заложен на верфи «F.C. Méditerranée» в Гавре в 1883 году, спущен на воду 28 августа 1885 г., вошел в строй в 1888 году.
Строился по программе 1885 года. Начал переход в Шербур для установки вооружения 6 ноября 1885 г., но 7 мая 1886 г. вернулся на верфь для ремонта котлов. Вскоре после ввода в строй перешел на Средиземное море. Участвовал в испытаниях армейской 155-мм мортиры и 3 февраля 1897 г. потопил корпус старого колесного фрегата «Панама» на рейде Виньетт близ Тулона. Исключен 9 марта 1910 г.; продан на слом 1 августа 1911 г. вместе с рядом других кораблей; разобран в Тулоне в 1910-1911 гг.

«Флеш» («Fléche») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 29 ноября 1883 г., заложен на верфи «F.C. Méditerranée» в Гавре в 1883 году, спущен на воду 8 ноября 1885 г., вошел в строй в 1888 году.
Строился по программе 1885 года. По завершении постройки выведен в резерв, но вскоре переведен на Средиземное море. В 1898 году оснащен новыми котлами системы Лаграфеля и д’Аллеста. Исключен 23 марта 1910 г.; разобран в Бизерте (Тунис) в 1910-1912 гг.

«Ланс» («Lance») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 29 ноября 1883 г., заложен на верфи «F.C. Méditerranée» в Гавре в 1883 году, спущен на воду 20 апреля 1886 г., подготовлен к испытаниям в 1888 году, вошел в строй в 1890 году.
Строился по программе 1885 года. В 1889-1890 гг. на верфи-строителе оснащен новыми водотрубными котлами Нормана, после чего вошел в строй. Всю карьеру провел в северных водах. В 1897-1898 гг. выводился в резерв для модернизации, установлены новые котлы Нормана, испытания в августе 1898 г. Исключен 22 ноября 1913 г., разобран в Шербуре в 1913-1914 гг.

«Сен-Барб» («Sainte Barbe») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 27 августа 1883 г., заложен на верфи «Anc.Ets. Claparede» в Сен-Дени в 1883 году, спущен на воду 10 октября 1885 г., вошел в строй в 1889 году.
Строился по программе 1885 года. Контракт включал изготовление механизмов, которые, возможно, были установлены на заводе «Клапаре» в Руэн-Пети Кевилли. В 1886-1889 гг. оснащен новыми котлами системы Лаграфеля и д’Аллеста. В 1889 году выведен в резерв в Шербуре. Всю карьеру провел в северных водах. Исключен 3 ноября 1910 г., продан на слом в Брест 20 июля 1911 г. вместе с рядом других кораблей.

«Сальв» («Salve») включен в списки флота в январе 1883 года, заказан 27 августа 1883 г., заложен на верфи «Anc.Ets. Claparede» в Сен-Дени в 1884 году, спущен на воду 6 февраля 1886 г., вошел в строй в 1889 году.
Строился по программе 1885 года. Контракт включал изготовление механизмов, которые были установлены на заводе «Клапаре» в Руэн-Пети Кевилли. В 1886-1889 гг. оснащен новыми котлами системы Годара и Пети, а в 1893 году - трубчатыми котлами системы Ориолля. В 1889 году выведен в резерв в Шербуре. Всю карьеру провел в северных водах. Исключен 28 июля 1906 г., продан на слом в Лорьян.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 319,848 т (проектное), 321 т (нормальное), 395-418 т (полное);
длина между перпендикулярами 59,200 м, наибольшая 61,20 м, ширина по ватерлинии 6,540 м, наибольшая 6,740 м, осадка носом 1,60 м, средняя 1,80 м, кормой 2,00 м, наибольшая по ограждению винта 2,90 м;
2 винта; две трехцилиндровых паровых машины «компаунд» (диаметры цилиндров 480 и 560 мм, ход поршня 400 мм), четыре цилиндрических котла (8,5 атм.);
мощность проектная 1800 инд. л.с. при 140 об./мин;
скорость на испытаниях от 18 до 18,5 уз;
запас угля 97 т (нормальный), 110 т (полный);
проектная дальность плавания 1700 (10) миль;
вооружение: четыре 47-мм скорострельных пушки (одна на носу, одна на корме, две на спонсонах под мостиком), три 37-мм револьверных пушки, два 350-мм торпедных аппарата (первоначально в носу, затем перенесены на спонсоны по борта в корме);
экипаж 53 чел., включая 4 офицеров.



Первоначальный чертеж парусности минного авизо типа "Bombe", подготовленный верфью "Forges et Chantiers de la Mediterranee" 19 июня 1886 г.



Минный авизо типа "Бомб", 1887 г.



Минный авизо "Даг", 1885 г.



Минный авизо "Ланс" в 1894 году



Минный авизо "Драгонь"



Минный авизо "Флеш"

французские эсминцы, минные крейсера, marine national, Стивен Робертс

Previous post Next post
Up