При заказе и постройке итальянскох торпедных катеров группы "А" их срок службы определялся в четыре-пять лет. Однако среди ста семидесяти построенных единиц нашлись настоящие рекордсмены. Особенно отличились катера серии "Орландо 12-тонный", после войны активно раздававшиеся направо и налево.
Например, MAS-220 и MAS-221, ставшие финскими "Сису" и "Хурья", служили до конца Второй мировой войны. Вот "Сису" на фото, сделанном в сентябре 1941 года близ Койвисто:
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1352408/1352408_600.jpg)
Не сильно отстали от них MAS-100 и MAS-223 - они благополучно дожили до 1937 года, после чего были проданы испаниским националистам и под наименованиями «Наполес» и «Сицилия», а позже LT-17 и LT-18, служили до 1944 и 1941 годов соответственно (хотя после 1939 года в море не выходили). Вот плохонькое фото "Сицилии":
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1352616/1352616_600.jpg)
Наконец, в самом итальянском флоте к началу войны оставались в строю шесть катеров серии "Бальетто (СВАН) 12-тонный". Все они входили в состав 21-го дивизиона MAS и базировались на далекий Массауа в Итальянской Восточной Африке. Их техническое состояние к 1941 году было удручающим - в частности, скорость не превышала 15 узлов. Тем не менее, представленный на снимке MAS-213 сумел добиться успеха, торпедировав 8 апреля 1941 г. британский крейсер "Кейптаун". Таким образом, он стал самым старым торпедным катером, добившимся торпедного попадания!
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1352799/1352799_600.jpg)
Кстати, хотелось бы обратить внимание, что из шести достоверно известных случаев поражения торпедами торпедных катеров кораблей крупнее эсминца в открытом море три - то есть, половина - принадлежит итальянцам!