Давно не давал покоя вопрос: что за граблеобразные штуковины лежат на палубах итальянских MAS на носу по бортам от рубки? Их хорошо видно и на схемах, и на фотографиях:
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1347300/1347300_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1347536/1347536_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1347651/1347651_600.jpg)
Признаться, поначалу думал, что это нечто, связанное со швартовкой, или замена якорям - типа нижние грабли втыкаются в грунт на мелководье, а к верхней швартуется катер.
В действительности все оказалось намного интереснее и непредсказуемее.
Сие устройство у итальянцев называлось гидрофонная трубка «С» и предназначалось, как нетрудно догадаться, для поиска подводных лодок.
Они погружались в воду с обоих бортов и могли вращаться вокруг специального крепления, представленного на данном снимке:
![](https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1348053/1348053_600.jpg)
Ну, а где-то в корпусе (подозреваю, что в радиорубке) располагался приемник. Разумеется, эффективность такого устройства оставляла сильно желать. Во-первых, использовать его можно было только когда катер лежал в дрейфе с заглушенными моторами. Во-вторых, точность пеленгования оказалась ожидаемо низкой. Тем не менее, MAS'ы довольно регулярно выходили в противолодочный дозор около своих баз. Более того: как гласит официоз, "трубки «С» стали более эффективно использоваться в ночных засадах для обнаружения на большом расстоянии вражеских кораблей".