Сегодня мы заканчиваем рассмотрение плавучих баз торпедных катеров Кригсмарине по материалам сборника "Marine-Arsenal" о вспомогательных кораблях Кригсмарине. На самом деле, существовали и другие корабли данного класса - например, очень любопытная парочка “Gustav Nachtigal” и “Hermann von Wissmann” голландской постройки, - но о них в упомянутом выпуске не упоминалось.
Далее пойдут плавбазы подводных лодок...
Плавучая база "Карл Петерс" с катерами Учебной дивизии шнелльботов (S-Booteslehrdivision) в 1943 году [Michael Whitley]
Бюджетными планами на 1936 и 1938 годы предусматривало ежегодно заказывать по две плавучих базы торпедных катеров на основе проекта «Циндао», но несколько увеличенного в размерах и, прежде всего, более быстроходного типа. Их бюджетные обозначения варьировались от «Плавбаза торпедных катеров b» до «Плавбаза торпедных катеров е» (Schnellbootbegleitschiff b-e). Заказ на плавбазы «b» и «c» был выдан 17 сентября 1936 г., на плавбазы «d» и «e» - 18 июля 1938 г. Как и в случае с плавбазами подводных лодок типа «Вильгельм Бауэр», строительство этой серии было сосредоточено на одном предприятии - верфи «Нептун» в Ростоке. Из четырех запланированных было достроено только два первых корабля, заложенных в 1937 году. Работы на двух последних были отменены после начала войны.
«Плавбаза торпедных катеров b» была спущена на воду 20 февраля 1939 г., получив наименование «Карл Петерс» («Carl Peters»), и вошла в строй 6 января 1940 г.
«Плавбаза торпедных катеров с» спущена на воду 13 апреля 1939 г, получив наименование «Адольф Людериц» («Adolf Lüderitz»), и вошла в строй 11 июня 1940 г.
Обе плавбазы были названы в честь выдающихся личностей, участвовавших в приобретении заморских колоний. Карл Петерс заключил договора на покупку больших территории, позже ставших Германской Восточной Африкой; Адольф Людериц приобрел обширные земли, которые позже стали Германской Юго-Западной Африкой.
Обе плавбазы были хорошо приспособлены к потребностям своих «подопечных»: несли для них торпеды, глубинные бомбы, артиллерийский боезапас, топливо и пресную воду, имели жилые и санитарные помещения для катерников, а также сравнительно мощное вооружение.
Первоначально «Карл Петерс» нес временную артиллерию главного калибра - две 88-мм/45 зенитных пушки C/13 в установках MPL C/13. В марте 1942 года он был перевооружен двумя спаренными 105-мм зенитками. Однако в связи с потребностями других кораблей, в январе 1944 года они снова были сняты и заменены двумя одиночными 105-мм орудиями; в декабре 1944 года был дополнительно установлен 40-мм зенитный автомат «Bofors» С/28. В отличие от него, «Адольф Людериц» на протяжении всей карьеры имел только два 105-мм орудия.
«Карл Петерс» сразу после ввода в строй (что произошло с отставанием на месяц от запланированного срока) вошел в состав 1-й флотилии торпедных катеров и участвовал в оккупации Норвегии в апреле 1940 года, являясь частью Группы III, целью которой был захват города и порта Берген. При этом корабль получила попадание с норвежских береговых батарей, в результате чего были повреждены фок-мачта и дальномер. Нахождение в составе 1-й флотилии «шнелльботов» обеспечивало ему частую смену мест базирования: Ла-Манш, Балтийское море, Финский залив. Когда весной 1942 года флотилия была переброшена на Черное море, «Карл Петерс» был переведен сначала в 6-ю, затем в 8-ю флотилию торпедных катеров, а в июле 1944 года - в 3-ю учебную флотилию «шнелльботов».
14 мая 1945 г. «Карл Петерс» подорвался на донной мине в заливе Гельтингер, получил повреждения кормовой части и через 12 минут сел на грунт. Восстановительные работы начались в 1948 году. Весной 1950 года их удалось успешно завершить. Остов был доставлен в Киль и разобран в бухте Хайкендорф.
«Адольф Людериц» вошел в строй с двухмесячным опозданием по причинам, связанным с войной. Первоначально он был придан 3-й флотилии торпедных катеров, а в ноябре 1941 года вошла в состав 8-й флотилии торпедных катеров. С июня 1942 года она находилась в составе 6-й, затем 1-й флотилии торпедных катеров. 17 января 1943 г. он смог уклониться от торпеды британской подводной лодки «Уред» у Олесунна, однако 14 апреля 1945 г. был поражена неуправляемыми ракетами и бомбами британских самолетов в Йоссинг-фьорде и получил некоторые повреждения. По окончании войны он служил в составе Германской минно-тральной администрации (GM/SA) - в составе IV дивизии тральщиков.
При разделе остатков германского флота между союзниками, 5 ноября 1945 г. было принято решение о передаче «Адольфа Людерица» Советскому Союзу. Сама передача состоялась 17 января 1946 г., а 3 июня корабль получил новое наименование «Пинега». Он был включен в состав Северного флота, поэтому 15 июля 1946 г. покинул Балтийское море и 22 августа прибыл в Полярное, где прослужил еще около восемнадцати лет. 12 августа 1964 г. «Пинега» была выведена из состава флота. Хотя имеются свидетельства о ее разборке, маловероятно, что она действительно произошла. Возможно, корпус корабля, развалившийся на куски, до сих пор лежит на берегу Кольского залива.
Тактико-технические характеристики:
Водоизмещение: стандартное 2900 т, боевое 3600 т.
Длина по ватерлинии 103,6 м, наибольшая 114,0 м; ширина 14,5 м, высота борта около 7,5 м, осадка наибольшая 4,35 м.
Силовая установка: четыре двухтактных дизеля MAN с двумя муфтами «Vulkan».
Мощность: 12 400 л.с.
Скорость проектная: 23 уз.
Запас соляра: 361 т.
Дальность плавания 10 000 (15) миль.
Вооружение (проект): четыре 105-мм/65 зенитных орудия C/33 в спаренных установках C/31, две 37-мм/83 зенитки С/30 в спаренной установке С/30, четыре 20-мм/65 автомата С/30.
Экипаж 225 чел.
Плавучая база "Карл Петерс" в 1940 году
Плавучая база "Карл Петерс" в 1943 году
Плавучая база "Адольф Людериц" перед выходом на испытания
Плавучая база "Адольф Людериц"
Плавучая база "Адольф Людериц" с катерами 6-й флотилии в норвежских водах
Плавучая база "Пинега" (бывш. "Адольф Людериц")