Перуанские корабли Тихоокеанской войны

Jul 04, 2024 09:02


Продолжаем рассказ о кораблях Тихоокеанской войны 1879-1884 годов в виде красивых картинок Пола Райта. Сегодня речь пойдет о перуанском флоте, и будут представлены как броненосные, так и неброненосные корабли. Сразу скажу, что "Уаскара" я решил в этот рассказ не включать, ибо по нему у Владислава Гончарова была как статья в " Морской кампании", так и целая монография в "яузовской" серии.



По окончании гражданской войны в Америке правительство Перу выкупило два монитора типа «Каноникус» у их строителя в штате Огайо. Они были переименованы в «Атауальпа» («Atahualpa») и «Манко Капак» («Manco Cápac»), оснащены парусным рангоутом и волноломами, а затем переведены на буксире в Перу - поход занял 14 месяцев.

«Манко Капак», как и его систершип, был вооружен двумя 15-дюймовыми гладкоствольными орудиями Дальгрена, стрелявшими 160-килограммовыми снарядами. Они были неточными и сравнительно недальнобойными, требовали 13 минут на перезарядку, но при определенных обстоятельствах все еще оставались серьезным оружием. «Манко Капак» сражался с «Уаскаром» в феврале 1880 года и был затоплен в июне следующего года после падения Арики.

Строитель: «Александр Свифт и Ко», Цинциннати (штат Огайо).
Спущен на воду в мае 1864 г. под наименованием «Онеота».
Продан Перу в апреле 1868 г.
Вошла в состав перуанского флота в июне 1870 г.
Водоизмещение 2100 т.
Длина наибольшая 68,6 м, ширина 13,2 м, осадка 4,1 м.
Один вал; паровая машина «компаунд» мощностью 320 инд. л.с., два котла.
Скорость 8 узлов (6 узлов в 1879 году).
Парусное вооружение (добавлено в 1868 году): двухмачтовый бриг.
Броня (кованное железо): пояс 5 дюймов, башня 10 дюймов, боевая рубка 10 дюймов, палуба 1,5 дюйма.
Вооружение: два 450-фнт (380-мм) орудия Дальгрена в башне Эриксона.
Экипаж 100 чел.
Затоплен в Арика 7 июня 1880 г.



Самым крупным традиционным кораблем перуанского флота был корвет «Унион» («Union»), построенный во Франции для флота конфедератов, которые планировали использовать его в качестве рейдера - истребителя торговли под наименованием «Джорджия». Из-за наложенного эмбарго, еще до завершения постройки, «Джорджия» (под фальшивым наименованием «Шанхай») и однотипный «Техас» (или «Сан-Франциско») были выкуплены Перу. Капитан Грау, будущий перуанский адмирал, принял командование свежепостроенным «Унионом» и совершил на нем длительный переход в Кальяо вместе со вторым корветом, который был переименован в «Америку».

«Унион» участвовал в войне с Испанией за острова Чинча. В 1871 году «Унион» вернулся в Британию для прохождения ремонта, во время которого получил новую артиллерию, однако к началу войны 1879 года он по-прежнему страдал от проблем с силовой установкой. Корвет принял активное участие в войне, наблюдая сражения у побережья Боливии и приняв участие в сражении при Ангамосе. В конечном итоге он был сожжен своим экипажем в январе 1881 года буквально перед тем, как чилийцы взяли Кальяо.

Строитель: «Шантье Дюбиньён», Нант (Франция).
Продан Перу в ходе постройки в ноябре 1864 г.
Спущен на воду в январе 1865 г.
Водоизмещение 1984 т (в полном грузу 2016 т).
Длина наибольшая 74,07 м, ширина 11,12 м, осадка 5,34 м.
Один вал; горизонтальная паровая машина простого расширения мощностью 400 инд. л.с., два котла.
Скорость 12 узлов.
Парусное вооружение: трехмачтовый барк.
Вооружение: два 100-фнт (160-мм) нарезных дульнозарядных орудия Паррота на поворотных станках на верхней палубе; двенадцать 70-фнт (160-мм) нарезных дульнозарядных орудий Вору-Блэкли в батарее, одно 30-фнт (115-мм) нарезное дульнозарядное орудие Паррота для шлюпок.
Экипаж 134 чел.
Затоплен у Кальяо в январе 1881 г.



Элегантная перуанская канонерская лодка «Пилькомайо» была построена в Великобритании и вошла в строй в 1874 году. Она прибыла в Кальяо в январе следующего года, а двумя годами позже вошла в состав эскадры, направленной на усмирение монитора «Уаскар», когда на нем возник мятеж, направленный против правительства Перу. К началу Тихоокеанской войны «Пилькомайо» находилась под командованием капитана де ла Герра и действовала в паре с корветом «Унион». Эти два перуанских корабля приняли участие в первом морском сражении этой войны - перестрелке с чилийской канонеркой «Магальянес». Затем, под командованием капитана Феррейроса, «Пилькомайо» действовала в боливийских прибрежных водах, а затем стала стационером в порту Арика. 18 ноября 1879 г. «Пилькомайо» была настигнута чилийским броненосцем «Бланко Энкалада», и после короткого боя капитан Феррейрос попытался затопить свой корабль, однако чилийцы взяли его на абордаж и сумели удержать на плаву. В итоге «Пилькомайо» закончила войну под чилийским флагом.

Строитель: Уиграм энд Сон, Блэкуолл (Лондон).
Спущена на воду в 1874 г.
Вошла в состав флота в марте 1875 г.
Водоизмещение 610 т (в полном грузу 800 т).
Длина наибольшая 52,12 м, ширина 8,35 м, осадка 3,35 м.
Один вал; горизонтальная паровая машина мощностью 180 инд. л.с., два котла.
Скорость 11,5 уз.
Парусное вооружение: трехмачтовый барк.
Вооружение: два 70-фнт (160-мм) нарезных дульнозарядных орудия Армстронга (по одному на борт), четыре 40-фнт (115-мм) нарезных дульнозарядных орудия Армстронга (по два на борт), одна 11-мм картечница Гатлинга на полубаке.
Экипаж 130 чел.
Захвачена в Токопилье 18 ноября 1879 г., входила в состав чилийского флота в качестве гидрографического судна до 1909 года.

броненосцы и линкоры, корабли, паруса, Латинская Америка, канонерские лодки, "Оспрей", Викторианская эпоха, крейсера

Previous post Next post
Up