Минный заградитель «Хамелеон»

Apr 01, 2024 15:26

Представляю еще один отрывок из статьи Звонимира Фрайфогеля об австро-венгерских минных заградителях, опубликованной в 85-м специальном выпуске польского журнала "Окренты военне". Речь в нем пойдет о самом лучшем и самом знаменитом австрийском корабле данного класса. Помимо иллюстраций, имевшихся в номере, добавил кое-что от себя. Поскольку все подписи там были бесполезными, решил их не давать вообще.



Минный заградитель «Хамелеон» в гавани Полы

Минный заградитель «Хамелеон» («Chamäleon») был заложен 6 ноября 1912 г. Военно-морским арсеналом Полы на левом крытом стапеле на острове Ульяник (Оливи), став последним австро-венгерским надводным кораблем, построенным там. Он сошел на воду 15 декабря 1913 г. и вошел в строй 2 декабря 1914 г.

«Хамелеон» был значительно больше своих предшественников и имел более мощное вооружение, включая новые 90-мм орудия. Корабль создавался как заградитель для активных минных постановок и должен был развивать скорость более 20 узлов. Он был рассчитан на прием 300 мин, однако, будучи весьма легким кораблем, сильно кренился с грузом всего 150 мин на борту.

Проектное водоизмещение составляло 1099 т, полное - 1165 т, длина между перпендикулярами 87,12 м, по ватерлинии 87,97 м, наибольшая 92,27 м, ширина 9,20 м, проектная осадка 2,70 м, в полном грузу 2,83 м. Силовая установка состояла из четырех водотрубных котлов Ярроу и двух четырехцилиндровых паровых машин тройного расширения мощностью 5500 инд. л.с., работавших на два винта. Запас угля - 186 т. На испытаниях в октябре и ноябре 1914 года корабль показал среднюю скорость 20,84 уз, при этом наибольшая доходила до 21,37 уз при мощности машин 6322 инд. л.с.

Вооружение состояло из четырех 90-мм орудий «Шкода» образца 1914 года, причем два из них являлись противоминными (TAG), а два - зенитными (BAG). Орудие имело длину ствола 4050 мм (45 клб.), вес от 1180 (TAG) до 1200 (BAG) кг, обеспечивало 11,45-кг снаряду начальную скорость 840 м/с, дальность стрельбы составляла 12 300 м, скорострельность - от 3 до 15 выстрелов в минуту. Заградитель мог принять до 300 мин типа С/12 на рельсы на главной палубе общей длиной 105 метров. Постановка осуществлялась через два кормовых лацпорта. Экипаж состоял из 5 офицеров и 149 матросов.



Рисунок Георга Павлика (Georg Pawlik)

Войдя в строй 12 декабря 1914 г., на следующий день корабль принял участие в минных постановках у берегов Медулина и Фазаны, выставив часть Восточного минного заграждения. 20 декабря 1914 г. «Хамелеон» отбуксировал в Полу парусные яхты «Сен», «Лили» и «Фрида». 22 декабря он принял участие в постановке мин севернее Фазаны. С 12 по 21 января 1915 г. корабль выставил новое минное заграждение севернее Полы. Месяц спустя, с 16 по 23 февраля, Восточное минное заграждение у Полы было вытралено, а 24 февраля «Хамелеон» отбуксировал в Полу гидросамолет, совершивший аварийную посадку в заливе Медулин. Более значительными были дальнейшие минные операции и траление вдоль побережья, такие как постановка нового Восточного минного заграждения 22/23 марта и минная постановка в проливе Порозина (Фарезина) между восточным побережьем Истрии и островом Црес 31 мая 1915 г.

С 3 по 9 июня того же года вновь ставились мины севернее Полы; с 23 по 27 июня корабль тралил вражеские мины у берегов Святого Ивана на Пучини (Сан-Джованни-ди-Пелаго) на подходе к Ровиньо; 6 июля была произведена активная минная постановка (в общей сложности 60 мин) совместно с эсминцами «Вильдфанг», «Ускоке», «Чикош» и миноносцами 77Т и 78Т на подходах к Фиуме (Риеке).

В ночь с 23 на 24 июля 1915 г. «Хамелеон» совместно с эсминцами «Вильдфанг», «Штрайтер», «Шарфшютце» и миноносцами 55Т, 62Т, 69Т и 70Т выставил активное минное заграждение в Триестском заливе с использованием в общей сложности 68 ранее вытраленных итальянских мин. 24 сентября «Хамелеон» был направлен в Медулин для выставления новых мин в Восточном заграждении. Его прикрывал миноносец 76Т. Он завершил эту операцию 26 октября. 25 ноября были выставлены дополнительные мины в Северном и Северо-Западном заграждениях в Фазанском проливе.

В 1916 году трудоемких и опасных операций подобного рода было произведено еще больше, мины ставились на новых участках Западного и Северо-Западного заграждений. Операция была завершена 19 января, почти одновременно производилась постановка Южного заграждения (21 февраля) и Восточного заграждения (с 13 по 29 апреля 1916 г.).

15 мая 1916 г., во время очередной минной постановки у Полы, произошел взрыв мины, которая уничтожила одну из шлюпок «Хамелеона», убив шесть или семь моряков и ранив еще восемь. На следующий день корабль отправился в Полу для ремонта. 1 октября была произведена минная постановка в Западном заграждении, 10 октября - в Северном заграждении, а с 4 по 20 ноября - снова в Восточном заграждении.

Командиром «Хамелеона» в 1917 году был капитан 2 ранга Александр Махорич. Корабль прошел переоборудование в Поле и продолжил постановку и осмотр минных заграждений. С 8 по 14 марта 1917 г. заградитель прошел докование. В 1918 году его командиром был капитан 2 ранга барон Вильгельм фон Энде.

22 июня 1918 г. минный заградитель был отправлен в Которскую бухту для усиления тамошних минных заграждений. Операция была завершена 11 октября, а днем позже «Хамелеон» направился в Полу. 31 октября он был передан делегатам вновь провозглашенного Государства словенцев, хорватов и сербов, однако затем был захвачен итальянцами. В 1920 году корабль был официально передан Великобритании и в конечном итоге разобран на металлолом в Мессине (Италия).






k.u.k., минные заградители

Previous post Next post
Up