Первенец пост-версальского флота

Mar 15, 2024 16:02





Спроектированный в рамках жестких договорных ограничений, под неусыпным наблюдением союзной контрольной комиссии и строившийся в условиях послевоенной разрухи, «Эмден» морально устарел еще на стапеле и именно поэтому большую часть карьеры провел в статусе учебного корабля. Тем не менее, его постройка позволила решить сразу три важнейших на тот момент задачи: во-первых, качественно обновить состав флота, представленного к тому времени еще более древними единицами; во-вторых, сохранить ценные конструкторские и производственные кадры; в-третьих, как бы пафосно это ни звучало, дать надежду на возрождение германского флота.

Самым слабым местом «Эмдена», без сомнений, стала артиллерия. Ее побортное размещение, неизбежно исключающее часть орудий из бортового залпа и затруднявшее их использование в свежую погоду, уже в начале 1920-х годов считалось анахронизмом. К тому же, в бою орудийные щиты защищали далеко не всю прислугу. И если извинить создателей проекта могут жесткие условия, в которых им пришлось работать, то наплевательское отношение к модернизации, при том, что на счету был каждый корабль, следует признать крупной ошибкой руководства германского флота.

В целом положительно можно оценить защиту крейсера. Броня борта (50-мм пояс + 40-мм скос бронепалубы) практически гарантировала жизненно важные центры корабля от огня шестидюймовых орудий на средних дистанциях боя, а развитое деление на отсеки позволяло эффективно локализовывать возможные затопления. Правда, в годы войны горизонтальная защита оказалась слишком слабой против авиационных бомб, но на этапе проектирования на это вряд ли могли рассчитывать.

Неоднозначна оценка силовой установки. С одной стороны, применение турбин с полной зубчатой передачей свидетельствовало о прогрессе в немецком кораблестроении. С другой, недостаточная уже к началу 1930-х годов скорость стала вторым крупным минусом проекта. Зато надежность механизмов заслуживает самой высокой похвалы. За свою 20-летнюю карьеру корабль совершил девять дальних заграничных походов, в том числе два кругосветных - без каких-либо серьезных поломок!

Подводя итог, справедливо будет назвать третий по счету «Эмден» последним германским крейсером Первой мировой войны. Поэтому сравнивать его нужно не с современниками, а, например, с британскими типами «С» и «D» или американскими «омахами». На их фоне он будет смотреться весьма неплохо, в чем-то уступая, но в чем-то и превосходя своих зарубежных оппонентов.

Тем не менее, именно то обстоятельство, что задание на проектирование «Эмдена» не отвечало реалиям Второй мировой войны, стало одной из главных причин того, что корабль так бледно в этой войне участвовал. Руководство Рейхсмарине должно было понимать, что спешка с закладкой крейсера в тот момент, когда не до конца еще был изучен опыт Первой мировой войны и не сформирована новая доктрина германского флота, ни к чему хорошему не приведет. Однако оно шло на это сознательно, чтобы не допустить окончательного развала судостроительной промышленности, ухода оттуда кадров и, одновременно, обзавестись современной «плавучей партой», что обеспечивало непрерывность и последовательность в подготовке офицеров флота. Поэтому не приходится сомневаться, что «Эмден» оправдал свою постройку. Он стал редким примером корабля, который принес гораздо больше пользы своему флоту не в военное, а в мирное время.

На заглавном фото: «Эмден» в Йокогаме в 1931 году. Один из самых эффектных снимков этого корабля

фотографии, kriegsmarine, германские крейсера

Previous post Next post
Up