Потопление U-176 кубинским охотником CS-13

Dec 28, 2023 11:45



При изучении истории Второй мировой войны на море может сложиться впечатление, что воевали только флоты великих держав. Между тем, многочисленные небольшие государства, имевшие лишь скромные военно-морские силы, внесли в эту борьбу свой вклад, который обычно игнорируется. Поэтому уместно вспомнить хотя бы один эпизод их участия в боевых действиях.
Таким вступительным словом предварил свою статью, опубликованную в журнале «Okrety Wojenne» №179 (3/2023) польский историк Кжиштоф Домбровский. Вашему вниманию предлагается выжимка из нее, избавленная от всяческих любимых поляками, но совершенно не нужных деталей.

Охотник за подводными лодками CS-11 в годы Второй мировой войны


В 1940 году к власти на Кубе пришел Фульхенсио Батиста. В феврале 1941 года он приказал немецкому и итальянскому консульскому персоналу покинуть Кубу, 9 декабря - на следующий день после нападения на Перл-Харбор - Куба объявила войну Японии, а 11 декабря - Германии. Хотя Куба находилась далеко от основных театров военные действия, немецкие подводные лодки дали кубинцам почувствовать вкус настоящей войны. 12 августа 1942 г. в Флоридском проливе U-508 (капитан-лейтенант Георг Штаатс) атаковала конвой «SpecCon-12» и потопила шедшие под кубинским флагом пароходы «Manzanillo» и «Santiago de Cuba», на которых погибло 34 человека.

6 апреля 1943 г. U-176 (типа IXC) вышла из Лорьяна в Карибское море. 1 мая она прибыла в район патрулирования. В тот же день ее командир Рейнер Дирксен получил чин корветтен-капитана. 13 мая в точке 21°25’с.ш. и 76°40’ з.д. лодка атаковала конвой «NC-18», потопив кубинский танкер «Mambi» и американский танкер «Nickeliner». Об этом сообщили кубинские газеты, поэтому, когда из кубинского порта Сагуа-Ла-Гранде в Матансас вышли два судна с грузом сахара - кубинское «Camaguey» и «Hanks» под флагом Гондураса - им был придан сильный по местным меркам эскорт в виде трех кубинских катеров-охотников CS-11, CS-12 и CS-13. Прикрытие с воздуха обеспечивал гидросамолет «Кингфишер» из состава эскадрильи VS-62 американских ВМС.

Все упомянутые катера принадлежали к американскому 83-футовому типу патрульных катеров. В предвоенные годы было построено 230 единиц для Береговой Охраны и 12 для ВМС США. Во время войны 19 катеров из состава БОХР и все 12 катеров флота были переданы союзникам. В частности, в марте 1943 года десять 83-футовых катеров были переданы ВМС Кубы в Майами, штат Флорида. Они имели водоизмещение 76 т, длину 25,4 м, ширину 4,93 м и осадку 1,6 м. Корпус из дуба и кедра разделялся тремя переборками на четыре отсека, надстройка выполнялась из фанеры. Катер приводили в движение два бензиновых двигателя Sterling «Viking II» мощностью по 600 л.с., которые позволяли развивать скорость 20 уз. Штатный экипаж насчитывал 14 человек, включая одного офицера. Первоначально вооружение состояло из 12,7-мм пулемета «Браунинг» в носовой части (при передаче Кубе он заменялся на 20-мм автомат «Эрликон»), двух 7,62-мм пулеметов по бокам от надстройки и восьми глубинных бомб Mark VI (четыре на бортовых и четыре на кормовых бомбосбрасывателях). Катера были оснащены гидролокатором типа QBE, но не имели радара.

Небольшой конвой вышел из порта во второй половине дня 15 мая. Вскоре после этого самолет обнаружил на небольшом расстоянии от него неизвестную подводную лодку, которая могла быть только вражеской. «Кингфишер» сбросил в месте погружения дымовую шашку и известил о контакте командира эскорта, находившегося на борту CS-11. Тот приказал катеру CS-13 (командир - лейтенант Марио Рамирес Дельгадо) атаковать противника.

Как только CS-13 подошел к месту погружения, его гидроакустик установил контакт. Стоит отметить, что этим акустиком был Норберто Колладо - впоследствии рулевой яхты «Granma», доставившей на Кубу Фиделя Кастро и возглавляемых им революционеров. CS-13 сбросил серию глубинных бомб. После взрыва третьей последовал сильный подводный взрыв, подбросивший корму катера. Затем были сброшены еще две бомбы, но уже без столь драматического эффекта. Вскоре на поверхности моря разлилось большое масляное пятно, а Колладо доложил, что слышит звуки разрушения корпуса лодки. Так нашла свою гибель U-176 со всем экипажем из 53 человек. Координаты места события: 23°21’с.ш. и 80°18’ з.д.

Подводя итог, можно сказать, что потопление U-176, конечно, не сыграло заметной роли в масштабах Битвы за Атлантику. Тем не менее, несмотря на заявления со стороны бразильских и мексиканских военно-морских и военно-воздушных сил, оно стало единственным подтвержденным потоплением подводной лодки вооруженными силами любого из латиноамериканских или карибских государств. Кроме того, насколько известно, CS-13 стал самым маленьким кораблем, когда-либо потопившим подводную лодку (справедливости ради: можно заметить, что МО-103, потопивший U-250, все же поменьше).


CS-13 в послевоенный период

подводные лодки, Вторая мировая война, война на море, Латинская Америка, kriegsmarine, катера

Previous post Next post
Up