Гибель британской субмарины

Nov 30, 2023 17:59

В продолжение вчерашней темы.
Попалась на глаза вот такая картина (несколько кликабельна):


При этом автор был указан - Грэм Котон, а вот про сюжет не говорилось ни слова.
Между тем, о том, какой именно эпизод изобразил художник, можно судить вполне однозначно.

Во-первых, субмарина на картине однозначно британская. Причем форма ограждения рубки и поворотной платформы 102-мм орудия позволяют говорить о том, что принадлежит она к одному из ранних межвоенных типов - "О", "Р" или "R".
Во-вторых, очевидно, что после такого таранного удара лодка отправится на дно.
Остается только вспомнить все эпизоды, в которых подводные лодки указанных типов оказывались жертвами таранных ударов. И окажется, что таковых имело место быть ровно одна штука - это эпизод гибели подводной лодки "Рэйнбоу".

23 сентября 1940 г. "Рэйнбоу" (командир - лейтенант-коммандер Льюис Питер Мур) вышла из Александрии в поход в Нижнюю Адриатику. 4 октября ей было приказано следовать на итальянский конвойный маршрут Бари -Дураццо.

В тот же день из Дураццо в Бари вышел итальянский конвой, состоящий из грузовых судов "Антониетта Коста", "Оресте" и "Премуда" в сопровождении вспомогательного крейсера "RAMB III". В 03:30 "Антониетта Коста" столкнулась с подводным объектом в точке 41º28' с.ш., 18º05' в.д., примерно в 60 милях к востоку-северо-востоку от Бари. Сразу после этого столкновения произошел сильный подводный взрыв, сотрясший сухогруз. Сотрясение отчетливо почувствовали все корабли конвоя. На "Антониетта Коста" были смещены некоторые листы обшивки, и вода стала поступать в трюм №5. По прибытии в Бари водолазы осмотрели корпус. Они обнаружили две большие вмятины по обе стороны киля, очевидно, вызванные ударом о металлический предмет довольно больших размеров.

"Рейнбоу" не должна была пересекать какие-либо минные поля, британские или итальянские, и поскольку ни одна другая подводная лодка не сообщила о столкновении, почти наверняка она стала жертвой случайного тарана со стороны "Антониетты Коста".

UPD: Впрочем, в комментариях подсказали, что тут может быть представлена гибель подводной лодки "Посейдон" при столкновении с каботажным пароходрм "Юта" на Китайской станции 9 июня 1931 года. В пользу данной версии говорит и то обстоятельство, что дело происходит днем, а не темной октябрьской ночью.

атрибуция, подводные лодки, искусство, royal navy, Вторая мировая война, война на море, аварии и катастрофы

Previous post Next post
Up