В сегодняшнем китайском вторнике будут весьма известные корабли.
Бронепалубный крейсер «Цзинъюань»
Бронепалубные крейсера II класса. Заказаны в Великобритании в октябре 1885 года, одновременно со строившимися в Германии броненосными крейсерами типа «Цзинъюань», чтобы сравнить качество кораблей, построенных в обеих странах. Строились на верфи Армстронга по проекту Уильяма Уайта. Общая стоимость контракта составила 1 697 453 лян (по 285 тыс. ф.ст. за корабль). Получили наименования «Чжиюань» (Простирающий преданность) и «Цзинъюань» (Простирающий умиротворение).
«Чжиюань» (致遠) заложен на верфи «Armstrong Mitchell» в Эльсвике (заводской номер 493) 20 октября 1885 г., спущен на воду 29 сентября 1886 г., завершен постройкой 23 июля 1887 г.
«Цзинъюань» (靖遠) заложен на верфи «Armstrong Mitchell» в Эльсвике (заводской номер 494) 29 октября 1885 г., спущен на воду 14 декабря 1886 г., завершен постройкой 9 июля 1887 г.
Типичные ранние «эльсвикские» бронепалубные крейсера. Имели двойное дно под машинами, котлами и на протяжении значительной части оконечностей. Корпус делился на отсеки 11 водонепроницаемыми переборками. Всего ниже ватерлинии насчитывалось 60-70 водонепроницаемых отделений. В надводной части корпус имел традиционную конструкцию с полубаком и полуютом, хотя из-за высокого фальшборта в средней части выглядел гладкопалубным. Верхняя палуба находилась в 6 футах (1,8 м) над уровнем воды. Стальная броневая палуба толщиной 51 мм располагалась всего в 1 футе (0,3 м) выше ватерлинии в нормальном грузу, а скосы толщиной 102 мм опускались на 0,45 м ниже нее.
Поскольку англичане считали, что попадания в закрытые башни наносят большие потери, все артиллерийские установки на «Чжиюань» и «Цзинъюань» были открытыми сзади. Главный калибр - три 210-мм 13-тонных орудия Круппа - аналогичен крейсерам предшествующих типов. На кораблях они располагались весьма оригинально. Носовые орудия на станках системы Вавассера стояли в спаренной установке с гидравлическим приводом. Снаряды поднимались гидравлическим элеватором, труба которого располагалась между стволами. Для заряжания имелись краны, расположенные с внешней стороны орудий. Кормовая одноорудийная установка системы Вавассера также оборудовалась гидравлическим подъемником, но ее наведение осуществлялось только вручную. Боекомплект - по 50 снарядов на орудие.
Главный калибр дополняли два 152-мм казнозарядных орудия Армстронга, расположенные побортно в средней части. Скорострельная артиллерия включала пушки Гочкиса трех разных калибров и картечницы Гатлинга. Из четырех надводных минных аппаратов два размещались неподвижно в штевнях, два - побортно в районе боевой рубки в шаровых установках.
Горизонтальные паровые машины тройного расширения фирмы «R. & W. Hawthorn Leslie» размещались в изолированных отсеках, разделенных поперечной переборкой. Они проектировались на мощность 3300 индикаторных сил при естественной или 5500 индикаторных сил при искусственной тяге. Последняя соответствовала скорости 18 узлов. На испытаниях при водоизмещении 2302 т зафиксирован средний результат 15,25 уз и 3733 инд. л.с. при естественной тяге и 18,536 уз и 6892 инд. л.с. при искусственной.
Оба крейсера приняты китайскими экипажами 2 августа 1887 г. Вышли из Англии 12 сентября 1887 г. вместе с броненосными крейсерами и в ноябре того же года прибыли в Дагу.
Активно участвовали в японо-китайской войне 1894-1895 гг.
«Чжиюань» в бою при Ялу 17 сентября 1894 г. тяжело поврежден, пытался таранить японский крейсер «Ёсино», но от попадания снаряда в торпедный аппарат взорвался и затонул (246 погибших, спасено всего 7 чел.).
«Цзинъюань» в том же бою получил 110 попаданий (2 убитых, 18 раненых); с 1 по 10 февраля 1895 г. принимал активное участие в обороне Вэйхайвэя; 5 февраля 1895 г. торпедирован на внутреннем рейде Вэйхайвэя японскими миноносцами №11 и №13, но остался на плаву; 8 февраля дополнительно поврежден береговой артиллерией; 10 февраля 1895 г. тяжело поврежден в бою с японскими кораблями и взорван командой. Остов корабля поднят в 1897 году и сдан на слом.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 2310 т;
длина между перпендикулярами 76,1 м, наибольшая 81,4 м, ширина 11,58 м, осадка 4,8 м;
2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4 цилиндрических котла;
мощность 5500 инд. л.с.;
скорость 18 уз;
запас угля: нормальный 200 т, полный 516 т;
дальность плавания 6000 (10) миль;
бронирование: палуба 51 (скосы 102) мм, щиты орудий 51 мм, боевая рубка 76 мм;
вооружение: три 210-мм/35, два 152-мм/35 орудия, восемь 57-мм/40, две 47-мм/40, шесть 37-мм/20 пушек, четыре 11,43-мм картечницы, четыре 350-мм торпедных аппарата;
экипаж 260 чел.
Бронепалубный крейсер типа «Чжиюань» (графика Чэнь Юэ)
Бронепалубный крейсер «Чжиюань», 1894 г. (графика В.Жернова и Д.Долганова)
Модель бронепалубного крейсера типа «Чжиюань», выполненная в модельной мастерской фирмы «Армстронг»
«Чжиюань» на испытаниях в Англии
Крейсер «Цзинъюань»
«Цзинъюань», потопленный в гавани Вэйхайвэя, февраль 1895 г.