Гибель монитора «Глэттон»

Jun 07, 2023 19:22


Утянул из ВК короля пиратов Robert Surcouf, ибо материал интересный, и будет обидно, если пропадет.

На фото британский монитор "Gorgon", несостоявшийся норвежский броненосец береговой обороны "Bjørgvin". Однотипный с ним монитор "Glatton" получил печальную известность в связи со своей трагической гибелью по причине взрыва и пожара в погребе боезапаса 6-дюймого орудия.



Далее вольный перевод отрывка из монографии: Ian Buxton. "Big gun monitors. Design, Construction and Operations 1914-1945"

Монитор пришел в Дувр 11 сентября 1918 года, где готовился к большой операции, запланированной на конец месяца. Всё случилось, когда командующий Дуврским патрулем вице-адмирал Роджер Кийз и командир монитора "Glatton" Диггл совершали вечерний моцион по краю мелового обрыва над Дувром вечером 16 сентября. В 18.15 они услышали сильный взрыв и увидели огромный гриб дыма, поднимающийся от корабля в гавани. По месту стоянки корабля они сразу поняли, что это был "Glatton", который после взрыва яростно горел в районе миделя. К тому времени, как Кийз с Дигглом спустились в гавань, буксиры-спасатели, уже пытались сбить огонь из пожарных стволов. Всего в 150 ярдах от горящего монитора стоял корабль боеприпасов (ammunition ship) "Gransha" набитый снарядами. Другие буксиры начали его отводить подальше от опасного соседа, но все еще оставался значительный риск того, что при взрыве погребов главного калибра монитора может влететь на воздух и транспорт, тогда Дувр сотрёт с лица земли. Огромные желтые языки пламени из 6-дюймового погреба через крышу башни «Q» (правый борт по миделю) продолжали вырываться вверх и среди клубов белого дыма дотягивались до топа мачты. Дым стал черным, когда огонь достиг нефтяных и угольных бункеров, окружающих погреб боезапаса и котельное отделение, а затем начал распространяться на корму.

Кийз и Диггл взобрались на полубак горящего корабля и обнаружили, что в кают-компании и помещениях прямо над очагом пожара было много трупов. Кормовая часть корабля была отрезана пламенем, поэтому организовать там эффективные спасательные работы не удалось. Диггл смог затопить носовые погреба боезапаса, а затопить кормовые, из-за пламени на главной палубе, где находилась система управления затоплением, уже не было возможности. Поскольку взрыв кормового погреба главного калибра был лишь вопросом времени, Кийз скрепя сердце решил, что единственный выход - потопить "Glatton" торпедой, поэтому он перешел на эсминец "Cossack", только что прибывший из Халла. Первая 18-дюймовая торпеда попала в район миделя корабля, но не взорвалась, застряв в обшивке противо-торпедного буля, так как не прошла достаточного расстояния, чтобы встать на боевой взвод. В 19.40 вторая торпеда эсминца, взорвавшись, сделав пробоину в наружной стенке правого противоторпедного буля. Однако 200 фунтов взрывчатки не хватило, чтобы разрушить и внутреннюю стенку буля, монитор упрямо оставался на плаву, продолжая яростно гореть. Тогда Кийз перешел на эсминец "Myngs" и приказал еще раз торпедировать "Glatton". Две 21-дюймовые торпеды были выпущены в уже имевшуюся пробоину борта монитора, после их взрыва в 20:15, корабль медленно стал кренился на правый борт, лег мачтой и надстройкой на дно, оставив на поверхности левый противоторпедный буль. Опасность взрыва была устранена.

Из 346 человек экипажа; один офицер и 59 матросов считались пропавшими без вести, еще 124 человека получили ранения, 19 из которых позже скончались от ожогов.

Для определения причины первоначального взрыва было назначено расследование под руководством контр-адмирала Дэвидсона. Было рассмотрено не-сколько версий: саботаж; самовозгорание кордита; неправильная работа мазутного и угольного бункеров; перегрев погреба.
Не было никаких причин, по которым должно было произойти последнее, поскольку вокруг погреба была не только изоляция, но и было установлено специальное охлаждающее оборудование.
Возможность диверсии исключили.

Самовозгорание кордита также было маловероятным, так как испытания других зарядов из той же партии показали, что при хранении они существенно не разлагались. Однако был установлен один тревожный факт. Кочегары имели обыкновение складывать раскаленную золу и котельный шлак к переборке погреба 6-дм орудия башни "Q", прежде чем убирать их в эжектор, находившийся в правом кормовом углу котельной. Кочегары думали, что по другую сторону переборки находится машинное отделение, и что в их действиях нет никакой опасности. Это было многообещающее направление расследования, но, поскольку большая часть команды, работавшей в этой части корабля погибла, необходимо было внимательно изучить систершип "Gorgon" и провести эксперименты, чтобы выяснить, действительно ли это могло быть причиной взрыва. "Gorgon" тщательно обследовали в Дувре; его боезапас из погреба 6-дм орудия в области миделя был убран, а изоляция погреба частично удалена. Конструкция переборки, примыкающей к котельному отделению, состояла из склепанных стальных пластин с 5-дюймовым гранулированным пробковым наполнителем, с ¾-дм деревянной обшивкой со стороны погреба. Было установлено, что красная свинцовая краска на переборке вздулась под обшивкой прямо за тем местом, где, как и на "Glatton", был свален пепел. Состояние краски было проверено в Национальной физической лаборатории, которая показала, что такое происходит при температуре не менее 400°C. Зарегистрированная температура воздуха в погребе не была особенно высокой, максимум 28,3°C (83°F).

Было решено провести эксперимент на "Gorgon", во время которого раскаленную золу преднамеренно сбрасывали к переборке, а температуру в погребе и температуру в зоне золоотвала регистрировали. Однако результаты испытаний были неубедительными; средняя температура в погребе была всего около 21,1°C (70°F), и даже в самом жарком месте золоотвала не превышала 65,63°C (150°F). Такие температуры были не настолько высокими, чтобы вызвать возгорание пробки или дерева. Также думали, что масло могло просочиться в пробковый наполнитель переборки, но эксперименты с пробкой, пропитанной маслом, показали, что, и в этом случае она не воспламеняется. Однако испытания показали, что пробка может выделять легковоспламеняющиеся газы при высоких температурах и подаче воздуха под давлением. Различные судебные процессы затянулись до 1919 года, но действительно убедительных доказательств так и не появилось. В конце концов, в апреле 1919 года суд вынес свой вердикт, заключив: Медленное сгорание пробкового наполнителя переборки погреба 6-дм орудия башни "Q" монитора "Glatton" привело к воспламенению погреба, а затем к воспламенению находящегося в нем пороха и, таким образом, вызвало взрыв.

Когда суду были представлены выводы, и главный инженер-механик флота (Engineer-in-Chief) вице-адмирал Гудвин и главный кораблестроитель (DNC) д'Эйнкорт не согласились с тем, что пробка действительно прогорела. Тем не менее, на всякий случай таковая на "Gorgon" была заменен силикатной ватой. При удалении пробковой теплоизоляции была выявлена гораздо более вероятная причина возгорания. За некоторыми участками деревянной обшивки была обнаружена не гранулированная пробка, а пустоты и стопки газеты "Ивнинг кроникл", выпускавшейся в Ньюкасле с датами от 1916-17 гг., которые, должно быть, засунули туда рабочие Элсвикской верфи. Осмотр переборки так же показал наличие нескольких отверстий диаметром ½ дюйма в обшивке, где не было заклепок. Эти два открытия ясно указывают на наиболее вероятную причину пожара, хотя официально такой вывод никогда не делался. Раскаленная докрасна зола вполне могла поднять температуру переборки настолько, чтобы воспламенились газеты, которые вполне могли находиться и в аналогичной переборке на мониторе "Glatton". Поскольку воздух в котельное отделение подавался за счет принудительной тяги, то через открытые отверстия от заклепок, при вышеописанных условиях пробка выделяла бы легковоспламеняющиеся газы, произошло бы постепенное обугливание деревянных панелей, а тут недалеко и до воспламенения зарядов с кордитом.




британские линкоры, royal navy, Первая мировая война, аварии и катастрофы, репост

Previous post Next post
Up