Британские секонд-хэнд крейсера для Перу

May 17, 2023 11:54


Представленный ниже материал представляет собой перевод отрывка из статьи Jon Wise в сборнике «Warship» за 2013 год, посвященной роли Британии в южно-американском военно-морском импорте в 1945-1975 гг. Речь в нем идет о передаче перуанскому флоту двух легких крейсеров типа «Цейлон». Честно говоря, приступая к переводу, ожидал большего, но что есть, то есть...



Пятидесятые стали крайне удачным десятилетием с точки зрения британского военно-морского экспорта в Южную Америку, несмотря на жесткое противостояние со стороны Соединенных Штатов. Оно закончилось на высокой ноте с продажей двух крейсеров типа «Цейлон» в Перу, что явилось значительным достижением с учетом того, что в то время эта страна находилась под наибольшим американским влиянием из флотов юго-западной части Тихого океана.

«Ньюфаундленд» (переименованный в «Альмиранте Грау») был передан 30 декабря 1959 г., а «Цейлон» (переименованный в «Коронель Болоньези») впервые поднял перуанский флаг 9 февраля 1960 г. Оба крейсера строились по программе 1938-1939 г., но в начале 1950-х прошли капитальный ремонт. При этом на «Ньюфаундленд» установили две новые решетчатые мачты, новый мостик и усовершенствованное зенитное вооружение, а «Цейлон» получил мостик новой конструкции и решетчатую фок-мачту. Оба крейсера были оснащены радарами типов 960, 274, 277 и 293, большинство из которых, однако, вскоре устарели по сравнению с современными образцами. Торпедные аппараты снимались с обоих кораблей.

Передача обошлась Перу в 1,25 млн. фунтов стерлингов за корабль и была произведена в короткий период между августом 1959 и февралем 1960 года. Хотя предлогом для приобретения послужила необходимость замены двух устаревших одноименных крейсеров постройки 1905-1907 годов, реальной причиной являлось опасение за безопасность страны со стороны соседней Чили. Перу была озабочена обновлением своих военно-морских сил, которые много лет находились в упадке. Она была сильно разочарована, что, в отличие от других ведущих южноамериканских стран, таких как Аргентина, Бразилия и Чили, не смогла в 1951 году получить два бывших американских крейсера по Программе оборонной взаимопомощи (Mutual Defence Assistance Program -MDAP).

Продажа крейсеров, в особенности, «Цейлона», встретила серьезное противодействие со стороны как США, так и Чили и Эквадора - соседей и давних противников Перу, которым пришлось также понести дополнительные расходы на поддержание военного паритета, вместо того, чтобы потратить эти средства на гражданские нужды. Британия последовательно отвергала данные претензии, настаивая на том, что страны должны иметь свободу действия в вопросах обороны, и если Британия не предоставит им вооружение, это сделают другие.

Латинская Америка, британские крейсера, крейсера

Previous post Next post
Up