Крейсера типа «Гуанъи»

Dec 27, 2022 10:21


Настал последний в этом году китайский вторник, и, дабы закончить год на высокой ноте, сегодня рассмотрим одну из самых многочисленнх серий крейсеров собственно китайской постройки. Вернее, начнем рассматривать, ибо в ней была еще пара кораблей, которым не суждено было стать крейсерами, но о них мы, надеюсь, будем говорить уже в следующем году.


Крейсер III ранга "Гуанбин" накануне японо-китайской войны 1894-1895 гг.


Безбронные крейсера, развитие предыдущего типа «Гуанцзя». В ряде справочников числятся авизо, минными крейсерами или торпедно-канонерскими лодками.

Строились в арсенале Фучжоу под руководством Вэй Ханя, Чэнь Чжаоао, Чжэн Цинляня, У Дэчжана, Ли Шоутяня и Ян Ляньчэня. При закладке получили названия «Гуанъи» (Гуандунский №2), «Гуанбин» (Гуандунский №3) и «Гуандин» (Гуандунский №4). Стоимость постройки - по 320 тыс. лян.

«Гуанъи» (廣乙, заводской номер 30) заложен 28 июля 1887 г., спущен на воду 28 августа 1889 г., вошел в строй 30 ноября 1890 г.
«Гуанбин» (廣丙, заводской номер 32) заложен 2 января 1888 г., спущен на воду 11 апреля 1891 г., вошел в строй 18 декабря 1891 г.
«Гуандин» (廣丁, заводской номер 33) заложен в 1888 году, спущен на воду 20 января 1893 г., вошел в строй в 1895 году.

Трехмачтовые, однотрубные корабли. Корпус - стальной, с таранным форштевнем и коротким полубаком в виде свода, открытого со стороны кормы, хотя из-за высокого фальшборта визуально корабли выглядели гладкопалубными. Глубина трюма - 5,67 м. На испытаниях показали мощность до 3400 индикаторных сил и скорость до 17 узлов, но ввиду низкой квалификации механиков к началу японо-китайской войны развивали не более 16 узлов.

Первоначально вооружались тремя 120-мм/40 скорострельными орудиями Круппа С/87. Расположение аналогично предыдущему типу: два в бортовых спонсонах, третье на корме. Все торпедные аппараты - надводные, системы Шварцкопфа. Два из них были размещены под полубаком и стреляли в нос (как на миноносцах), два траверсных находились в кормовой части.

Входившие в Гуандунскую эскадру «Гуанъи» и «Гуанбин» в мае 1894 года прибыли в Вэйхайвэй для участия в военно-морском смотре, после окончания которого были оставлены в Бэйянском флоте. Перед войной перевооружены: «Гуанъи» вместо 120-мм орудий Круппа получил 120-мм/40 скорострельные орудия производства Цзяннаньского арсенала, на «Гуанбин» в бортовых спонсонах установили два аналогичных орудия, а на корме - 150-мм/35 орудие Круппа.

«Гуанъи» 25 июля 1894 г. потоплен японскими крейсерами «Нанива» и «Акицусима» в бою при Пхундо (71 убитый и раненый), став первым китайским кораблем, погибшим в ходе японо-китайской войны.

«Гуанбин» в бою у Ялу 17 сентября 1894 г. нанес повреждения вспомогательному крейсеру «Сайкё-Мару», получив 1 попадание (2 раненых). 17 февраля 1895 г. захвачен японцами в Вэйхайвэе, введен в состав японского флота под названием «Кохэй» (также упоминается как «Кохэй-Го»); 21 декабря 1895 г. затонул у Пескадорских о-вов во время шторма.

«Гуандин» в 1894 году, в связи с сокращением военно-морских расходов, предпринятым наместником Гуандуна Ли Ханьчжаном, передан в состав Фуцзяньской эскадры, получив при этом название «Фуцзин» (福靖). Погиб 8 июня 1898 г. при попытке войти во внутреннюю гавань Порт-Артура во время сильного шторма - из 130 членов экипажа спаслось всего четверо.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: нормальное - 1030 т, полное - 1335 т
длина между перпендикулярами 71,63 м, наибольшая 80 м, ширина 9,3 м, осадка 4,1 м;
две горизонтальных паровых машины системы «компаунд», три цилиндрических котла;
мощность 2400 инд. л.с.;
скорость: 17 уз;
уголь: 150 т (норм.);
вооружение: три 120-мм/40 орудия, две 57-мм/40 пушки, четыре 37-мм/20 револьверных пушки, четыре 350-мм торпедных аппарата;
экипаж: 110 чел.

"Гуанбин" по состоянию на 1894 год (графика Чэнь Юэ)





Схема повреждений крейсера "Гуанбин" в бою у Ялу 17 сентября 1894 г. (составлена японским капитаном 2 ранга Осима)





Выгоревший остов крейсера "Гуанъи" после боя при Пхундо



"Кохэй-Го" (бывший "Гуанбин") в составе японского флота, 1895 год.



Крейсер "Фуцзин" (бывший "Гуандин")

Китай, Викторианская эпоха, крейсера

Previous post Next post
Up