В этот день ровно 80 лет назад, во время проводки очередного арктического конвоя, Королевский флот потерял эскадренный миноносец "Сомали". И хотя затонул корабль позже, участь его была решена именно в этот день.
По этому случаю приведу небольшой отрывок из своей книги по эсминцам типа "Трайбл", изданной "Яузой" аккурат 10 лет назад.
Торпедированный "Сомали" на буксире у эсминца "Ашанти" - акварель Джима Рэя (Jim Rae)
Последнюю потерю в северных водах «дикое племя» понесло во время проводки конвоя «QP-14». 20 сентября германские субмарины торпедировали тральщик «Леда» и транспорт «Силвер Суорд». В разгар спасательной операции, воспользовавшись суматохой, U-703 (капитан-лейтенант Бильфельд) выпустила торпеды по «Сомали». Взрыв прогремел по левому борту в машинном отделении, которое, вместе с отсеком редукторов, было немедленно затоплено. Потери были небольшими: 5 погибших и 4 раненых. Эсминец получил сильный крен на правый борт, но держался на плаву. Эсминец «Оппортьюн» и вооруженный траулер «Лорд Миддлтон» подошли к борту, чтобы снять команду.
Старшина Артур Джоунс с «Лорда Миддлтона» вспоминал:
«Мы начали принимать различные припасы и личные вещи экипажа [«Сомали»]. Одновременно за борт летело все, что только можно было сбросить без особого труда - снаряды, глубинные бомбы и так далее. Корабль следовало облегчить как можно больше. Мы простояли у борта эсминца около 20 минут, как внезапно открылся люк кормового машинного отделения и оттуда поднялся один механик. Не знаю, может быть, он был контужен, только он подошел к противоположному борту и прыгнул на другое спасательное судно, которое подошло к эсминцу».
Командир однотипного «Ашанти» коммандер Онслоу предпринял попытку взять поврежденный эсминец на буксир. На борту «Сомали» осталась часть экипажа - около 80 человек. Хотя все шлюпки были разбиты, достаточное количество спасательных плотов позволяло надеяться, что в случае необходимости спастись удастся всем. Восемьдесят часов - на протяжении 420 миль - шла борьба за живучесть. Моряки постоянно откачивали воду, грозившую затопить корабль. Исход наступил ночью 24 сентября. На море усилился шторм, буксировка становилась все более опасной, поэтому экипажу было приказано находиться на верхней палубе.
«Его носовой огонь был виден мотающимся из стороны в сторону самым диким образом, - продолжает Артур Джоунс. - Внезапно буксирный трос лопнул, и в тот же момент раздался громкий металлический скрежет. Эсминец разломился надвое, и обе половины начали дрейфовать в разные стороны. Он затонул очень быстро… Мы смогли спасти очень немногих. Сильное течение пронесло остальных мимо нас».
Среди тех, кого чудом подняли из воды, оказался командир «Сомали» лейтенант-коммандер Колин Мод. Он уже потерял сознание, но его успели вытащить на палубу «Ашанти». Однако 7 офицеров и 69 матросов погибли, еще трое впоследствии скончались от переохлаждения на борту спасательных кораблей.
Торпедированный "Сомали"
"Ашанти" подходит к поврежденному "Сомали", чтобы завести буксир