Мониторы типа «Каламазу»

Sep 01, 2022 10:37


Этот материал мог бы пойти в серию о "забытых" броненосцах, ибо, в общем-то, он про них и есть, но имеются нюансы...

Во-первых, американские мониторы вообще не рассматривались в броненосно-линкорной серии "Моделиста" начала 1990-х, ибо их рассмотрели в предшествующей серии о кораблях береговой обороны и боевых катерах. Но она, в отличие от броненосно-линкорной, не ставила себе целью дать все типы кораблей, да еще и с красивыми картинками.

Во-вторых, рассматриваемые сегодня корабли остались недостроенными, а о таких не грех и забыть. Но мы всё же вспомним.



В 1863 году флот Союза («юнионистов») заказал четыре двухбашенных монитора «Каламазу», «Квинсигамонд», «Пассаконэвэй» и «Шакамаксон». Наряду с казематным броненосцем «Дандерберг», они стали самыми крупными боевыми кораблями, заказанными американским флотом во время гражданской войны. Считается, что они были способны вести бой в открытом море и могли бы стать наиболее совершенными мореходными броненосными кораблями, каковые появятся в американском флоте только четверть века спустя в лице «Мэна» и «Техаса».

Проект мониторов типа «Каламазу» разработал главный конструктор флота Б.Ф. Делано с учетом опыта эксплуатации предыдущих мониторов. Он был основан на проекте кораблей типа «Миантономо», но содержал серьезные усовершенствования по части вентиляции и условий обитаемости, обеспечивал более высокую скорость хода и более прочную броневую защиту. Несмотря на это, надводный борт по-прежнему оставался невысоким (всего 1,15 м), что заставляет усомниться в их способности вести бой в свежую погоду.

Корпуса кораблей были деревянными. Глубина интрюма 7,74 м. Палуба имела заметную погибь. Никакого рангоута не предусматривалось.

Бронирование в центральной части выполнялось из двух слоев кованного железа толщиной по 3 дюйма, в оконечностях имелся только один такой слой. Общий вес вертикальной брони корпуса составлял 810 тонн. По ватерлинии броню усиливал железный стрингер толщиной от 3 до 8 дюймов, выполнявшийся из швеллера (общий вес 265 тонн). Горизонтальное бронирование отсутствовало, но верхняя палуба опиралась на железные опорные фермы, состоявшие из продольных стрингеров и поперечных бимсов (общий вес 522 тонны). Правда, ряд справочников (например, «Ships of the Navy 1775-1969» или «Conway’s») приписывают кораблям 3-дюймовое бронирование палубы.

Башни конструктивно повторяли применявшиеся на мониторе «Диктатор», с расположенной на крыше ходовой рубкой. В каждой из них должны были устанавливаться по два 15-дюймовых 400-фунтовых гладкоствольных дульнозарядных орудия Дальгрена. Толщина башенной брони достигала 15 дюймов. Между башнями располагались две дымовые трубы и шлюпки, перед носовой трубой размещался легкий ходовой мостик, а сами башни были связаны навесной «штормовой» палубой, несколько продолжавшейся за кормовую башню.

Двухвальная силовая установка состояла из четырех горизонтальных паровых машин однократного расширения, сгруппированных по две на каждый вал. Диаметр цилиндров - 1181 мм, ход поршня - 1270 мм. Двухлопастные гребные винты имели диаметр 15 футов (4,57 м). Пар для машин вырабатывали восемь горизонтальных огнетрубных котлов системы Мартина, каждый из которых имел по шесть топок. Проектная скорость мониторов - 10 узлов.

Журнал «Harpers New Monthly» за 1870 год сообщал, что «Каламазу» имел всего шесть котлов, каждый более 6 метров в поперечнике, с шестью топками. Таким образом, котлы имели 36 топок, суммарную нагревательную поверхность 23 тысячи кв. футов (2137 кв.м) и ежедневно потребляли 84 тонны угля. Там же приводились вычисления, что машины могут дать 60 оборотов в минуту, что обеспечивает кораблю скорость 10,5 уз.

Контракт на постройку четырех однотипных кораблей был выдан в 1863 году. Корпуса строились военно-морскими верфями, но механизмы, броню и башни поставляли частные предприятия.

«Каламазу» («Kalamazoo») заложен на верфи ВМС в Нью-Йорке в декабре 1863 г.; «Пассаконэвэй» («Passaconaway») - на верфи ВМС в Портсмуте в ноябре 1863 года; «Квинсигамонд» («Quinsigamond») - на верфи ВМС в Бостоне в начале 1864 года; «Шакамаксон» («Shackamaxon») - на верфи ВМС в Филадельфии в ноябре-декабре 1863 года.
Постройка всех четырех кораблей во время войны продвигалась крайне медленно, а 27 ноября 1865 г. и вовсе остановилась в связи с прекращение выделения на них финансовых средств; к тому времени ни один из мониторов даже не был спущен на воду. в наибольшей степени готовности находился «Шакамаксон» - на него уже были погружены машины и навешена почти вся броня.

Несмотря на это, в последующем корабли дважды переименовывались. 15 июня 1869 г. им присвоили наименования «Колоссус» («Colossus»), «Тандерер» («Thunderer»), «Геркулес» («Hercules») и «Гекла» («Hecla») соответственно, а уже 10 августа того же года три последних переименовали в «Массачусетс» («Massachusetts»), «Орегон» («Oregon») и «Небраска» («Nebraska»).

Корпуса кораблей изготавливались из плохого дерева (спиленного в неподходящее время и плохо просушенного) и после нахождения на стапелях в течение нескольких лет без надлежащего ухода или консервации попросту сгнили и развалились на части. В конце концов, их пришлось разобрать на месте, чтобы освободить стапели. Первым, в 1874 году, на слом пошел «Небраска»/«Шакамаксон». При стоимости постройки в 1 300 417 долларов, корабль был продан всего за 18 000 долларов. Остальные три монитора разобрали только спустя десять лет - в 1884 году.



Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: нормальное 5660 т, полное 6160 т;
длина наибольшая 105,15 м, ширина 17,3 м, осадка 5,33 м;
2 вала; 4 горизонтальные паровые машины, 8 котлов Мартина;
мощность проектная 2000 инд. л.с.;
скорость проектная 10 уз;
запас угля 500 т;
бронирование: борт 152-76 мм, башни 381 мм;
вооружение: четыре 381-мм гладкоствольных дульнозарядных орудия.

американские линкоры, броненосцы и линкоры, us navy

Previous post Next post
Up