На этот раз китайский вторник пришлось перенести на четверг...
Сказавши "А", надобно говорить и "Б", посему сегодня мы продолжим разговор о канонерках японской постройки и перейдем ко второму - усовершенствованному - типу. Надеюсь, после этого вы легко сможете различать типы "Цзян" и "Чу" между собой, несмотря на их очень близкое внешнее сходство.
Канонерская лодка типа "Чу". Уважаемый
lot1959 ошибочно атрибутировал эту фотографию как "Цзянъюань" в 1920-1922 гг. , но это не так, о чем можно судить по одинаковым орудиям на баке и на юте, а также характерному расположению бортового 76-мм орудия между шлюпками, тогда как у типа "Цзян" бортовые 47-мм пушки располагались под шлюпками. Отсутствие третьего яруса на носовой надстройке в данном случае не показательно.
Строились японской фирмой «Kawasaki» по заказу наместника Хугуана (объединяет провинции Хубэй и Хунань) Чжан Цзедуна под наблюдением Лао Хуэйвэна.
«Чутун» (楚同) заложена в 1905 г., спущена на воду 12 июня 1906 г., вошла в строй в 1906 г.;
«Чуцянь» (楚谦) спущена на воду 31 июля 1906 г., вошла в строй в 1906 г.;
«Чутай» (楚泰) спущена на воду 25 сентября 1906 г., вошла в строй в 1906 г.;
«Чую» (楚有) спущена на воду 21 февраля 1907 г., вошла в строй в 1907 г.;
«Чуюй» (楚豫) спущена на воду 1 апреля 1907 г., вошла в строй в 1907 г.;
«Чугуань» (楚观) спущена на воду 14 августа 1907 г., вошла в строй в 1907 г.;
Конструктивно представляли собой увеличенный в размерах и более сильно вооруженный вариант канонерских лодок типа «Цзян». На испытаниях показали скорость от 13,9 до 16,3 уз.
«Чутай» 1 июня 1938 г. повреждена японской авиацией в Фучжоу и выбросилась на берег; окончательно уничтожена там авиацией 19 апреля 1941 г.
«Чую» тяжело повреждена 28-29 сентября 1937 г. и потоплена 2 октября 1937 г. самолетами с японского «Kaga» на реке Янцзы у Цзянъиня.
«Чуюй» 29 сентября 1937 г. затоплена в Циндао.
«Чутун», «Чуцянь» и «Чугуань» повреждены на Янцзы и к осени 1938 года разоружены с передачей артиллерии на сушу; тем не менее, числились в списках флота до конца войны.
«Чутун» служила в составе ВМС НОАК до 1960-х годов.
О дальнейшей судьбе «Чуцянь» сведений нет - возможно, затоплена на Янцзы 11 августа 1937 г. вместе с другими кораблями.
«Чугуань» в 1949 году ушла на Тайвань, списана в 1960-е годы.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: нормальное 579 т, полное 752 т;
длина 61,0 м, ширина 9,0 м, осадка 2,44 м;
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 котла Ярроу;
мощность 1350 инд. л.с.;
скорость 13 уз;
запас угля: 150 т;
вооружение: два 120-мм/40 и два 76-мм/40 орудия, четыре 47-мм/40 пушки, четыре 7,62-мм пулемета;
экипаж 117 чел.
Канонерская лодка "Чую" на испытаниях во Внутреннем Японском море. Вооружение еще не установлено, но виден характерный "вырез" в фальшборте на месте установки 76-мм орудия. Носовая надстройка насчитывает два закрытых яруса.
Канонерская лодка "Чутун"
Канонерская лодка "Чугуань" в 1929 году. Размеры кормовой надстройки увеличены, заметны "вырезы" в фальшборте в местах установки 47-мм пушек
Канонерская лодка типа "Чу" в Нанкине в 1920-е годы. На носовой надстройке появился третий закрытый уровень
Канонерская лодка "Чутун" после Второй мировой войны с двумя 76-мм зенитками