Сдал очередную работу в "Морскую коллекцию". В ознаменование этого события представляю материал по близкой теме. Это перевод заметки португальского историка Педро Брандау (Pedro Brandăo) из «Warship International» №4-2016.
Португальская речная канонерская лодка «Макао» (Canhoneira NRP Macau) была построена на верфи «Ярроу» в Скотстауне и имела следующие характеристики:
водоизмещение 95 т (полное 133 т);
длина между перпендикулярами 36,5 м, ширина 6,02 м, осадка 0,61 м;
две вертикальных паровых машины тройного расширения, один котел Ярроу с угольным отоплением;
мощность 250 инд. л.с.;
скорость 11,75 уз;
вооружение: две 6-фнт (57-мм) скорострельных пушки, три пулемета;
экипаж 24 чел.
Законченная постройкой в 1909 году, «Макао» была погружена на борт парохода «Гленочи» и доставлена в британскую колонию в Гонконге 7 июля 1909 г. Там она была выгружена в порту Виктории и 21 июля отбыла из Гонконга в португальскую колонию Макао. Первым командиром корабля стал первый лейтенант Хоаким Ансельмо де Мата Оливейра.
19 июля 1910 г. «Макао» высадила полицейскую роту под командованием майора Альфредо Артура де Маргальяеса на остров Колоан, один из трех островов группы Макао, для спасения группы китайских детей, удерживаемых в плену пиратами. За эту операцию экипаж канонерки получил благодарность португальского правительства.
Между 1910 и 1941 годами «Макао» занималась патрулированием акватории, гидрографическими работами, обслуживанием маяков и бакенов, а также участвовала в учениях с другими португальскими кораблями, британскими, американскими и французскими канлодками. При случае она оказывала помощь судам, пострадавшим от навигационных аварий или атакованных пиратами.
Состоявшаяся в октябре 1938 года высадка японской 21-й армии в заливе Биас, в 35 милях северо-восточнее Гонконга, отрезала Гонконг и Макао. Во время Второй мировой войны Португалия оставалась нейтральной, и окруженный японцами Макао оставался спасительным портом для беженцев из Китая и Гонконга. В 1943 году губернатор (военно-морской комендант) Габриаль Маурицио Тексейра объявил о банкротстве колонии Макао. В феврале 1943 года канонерская лодка «Макао» была передана Японии в обмен на 10 тысяч мешков риса. Японский экипаж принял ее в Гонконге. После ремонта, осуществлявшегося силами 2-го ремонтного отдела Императорского флота, ее водоизмещение увеличилось до 130 т.
15 августа 1943 г. корабль вошел в состав японского флота в качестве канонерской лодки 2-го класса, получив наименование «Майко» и был приписан к военно-морскому округу Сасэбо, однако фактически был придан Второму Экспедиционному флоту Китайских морей, которым командовал вице-адмирал Соэдзима Даисукэ. В командование кораблем вступил лейтенант резерва Фукути Ёсими. 6 октября 1943 г. «Майко» начала боевую подготовку, формирование экипажа из 42 человек окончательно завершилось к середине октября.
20 ноября 1943 г. «Майко» вышла из Гонконга в Кантон (Гуанчжоу). На следующий день она прибыла в порт Вампоа (Хуанпу) на реке Чуцзян (Жемчужная река) и вошла в состав охранного отряда Кантона. Ее основная задача заключалась в патрулировании дельты рек Чуцзян и Сицзян (Западная река) и перехвате китайских джонок с оружием и контрабандой, оказании огневой поддержки армейским подразделениям на берегах этих рек и эскортировании барж с армейскими грузами. 23 ноября 1943 г. канонерка села на мель на выходе из Кантона и до 23 июня 1944 г. находилась на ремонте в Гонконге.
11 сентября 1944 г. «Майко» вышла из Кантона с командиром охранного отряда Кантона капитаном 1 ранга Огура Сотокити (или Сотоёти) на борту, чтобы принять участие в операции «То-Го», задача которой заключалась в обеспечении свободы судоходства между островами дельты в рамках обеспечения операции «Ити-Го».
24 сентября 1944 г., находясь примерно в 65 милях выше по течению от города Самшуй на реке Сицзян, «Майко» была атакована американскими истребителями Р-51 «Мустанг». Погибли находившиеся на верхнем мостике капитан 1 ранга Огура, младший лейтенант Симояма и два матроса, стрелявшие из 7,7-мм пулемета, около десятка членов экипажа получили ранения. Канонерка получила множество пулевых пробоин и начала принимать воду. 27 сентября она прибыла в Гонконг для ремонта и дальнейшего переоборудования.
3 октября «Майко» вернулась в Кантон и продолжила патрулирование речной дельты, однако к началу 1945 года нахождение на открытой воде в дневное время стало слишком опасным из-за господства в воздухе авиации союзников. В апреле 1945 г. новым командиром корабля стал лейтенант Дои Масао.
9 сентября 1945 г. японские войска в Китае официально капитулировали. «Майко» спустила флаг в Кантоне, где была захвачена гоминьдановцами и включена в состав китайского флота под наименованием «Уфэн» («Wu Feng»). 30 сентября 1945 г. ее исключили из списков японского флота. В 1949 году, после Китайской революции, «Уфэн» была захвачена коммунистами и служила в составе ВМС НОАК до списания в 1968 году.