И в завершение темы Ютланда. Уже на этапе возвращения Флота открытого моря в свои базы, в ранние часы 1 июня 1916 года, погиб легкий крейсер "Эльбинг".
Поскольку в данной серии про гибель кораблей я, как правило, размещаю выдержки из собственных работ (либо из тех, которые редактировал), то предлагаю кусочек из
монографии о крейсерах "Эльбинг" и "Пиллау", написанной в соавторстве с Александром Середой. Кстати, один экземпляр этого журнала еще можно приобрести.
В сложное положение угодили крейсера 4-й разведывательной группы и «Росток», находившиеся между своими линкорами и британскими эсминцами. Заметив, что противник выходит в атаку, они попытались отвернуть, но обнаружили, что блокированы плотным строем дредноутов, в свою очередь также начавших маневр уклонения. «Росток» проскочил между «Нассау» и «Рейнландом», но «Эльбингу» не повезло. Уворачиваясь от запоздавшего с поворотом «Штутгарта», он оказался перед разворачивавшимся «Позеном» и получил касательный удар в правый борт со стороны кормы.
Командир «Позена» капитан 1 ранга Ланге докладывал:
«Штутгарт» повернул налево слишком поздно, и «Эльбингу» пришлось пересекать [кильватерный строй линкоров] перед носом «Позена». С «Эльбинга» ситуация не казалась опасной. Предполагалось, что с «Позена» хорошо видят освещенный «Эльбинг» и дадут соответствующую команду на отворот вправо… Чтобы уменьшить эффект от неминуемого столкновения, я резко повернул направо, дав команды «Стоп» и «Полный назад». «Эльбинг» был протаранен под очень острым углом, сам «Позен» остался неповрежденным».
У «Эльбинга» сразу же оказалось затоплено кормовое машинное отделение правого борта и образовался крен 18°, который быстро спрямили контрзатоплением. Вскоре вода залила левое кормовое машинное отделение, и крейсер лишился хода. Из-за образовавшегося в паропроводах конденсата вышли из строя турбогенераторы. Запустить машины не удалось, и к 2 часам ночи миноносец S-53 (капитан-лейтенант Фридрих Гёттинг) снял с крейсера 477 человек. На борту осталась подрывная команда, составленная из добровольцев во главе с командиром, старшим офицером и торпедным офицером, которая должна была дожидаться помощи для буксировки или затопить корабль в случае приближения неприятеля. В 03:00 они заметили подходящие британские крейсер и эсминцы, поэтому команда сошла на катер и привела в действие подрывные заряды. Джон Беннет приводит цитату из вахтенного журнала британского эсминца «Спарроухок», описывающую последние минуты «Эльбинга»: «Он сел носом, потом задрал корму в воздух и затонул».
Корабль пошел на дно в точке с координатами 55°49’ с.ш. 05°54’ в.д. на глубине 44 метра. Катер с крейсера подобрал доктора с «Типперери», а затем обнаружил на воде и около ста человек из команды британского эсминца. Капитан 2 ранга Мадлунг рискнул зажечь огонь, чтобы привлечь внимание британских кораблей. Однако выжившие только через пять часов были подобраны голландским траулером и доставлены в Эймейден. Уцелевшие члены экипажа крейсера 3 июня ступили на немецкую землю.
В канун 75-й годовщины Ютландского сражения была проведена поисковая экспедиция, в числе других кораблей обнаруживавшая на дне Северного моря и предполагаемый остов «Эльбинга». Фактическое место гибели крейсера находилось в 5,6 мили в сторону. Детальное обследование места гибели корабля проводилось в 2014 и 2015 годах. Корпус корабля неплохо сохранился - сильно разрушенной оказалась только носовая часть, по всей видимости, пострадавшая от удара при затоплении. Два носовых орудия главного калибра и боевая рубка лежат на грунте рядом с корпусом. Остальная часть корабля остается в вертикальном положении и неплохо сохранилась для корабля, проведшего на дне 100 лет.