Вторая часть текста Марка Стилла про участие американских дредноутов в Первой мировой войне.
BB-31 "Utah" в камуфляжной окраске во время службы в составе Гранд-Флита
Выход Флота Открытого моря 23-24 апреля 1918 г. оказал большое влияние на британское и американское военно-морское планирование в оставшийся период войны. Хотя морских сражений больше не происходило, сам факт того, что основные силы германского надводного флота способны незаметно выйти в Северное море, потряс британское и американское морское командование. Если весь Флот Открытого моря может выйти в Северное море незамеченным, то что тогда остановит одиночный германский линейный крейсер или небольшой ударный отряд кораблей, решивший пройти Северным морем и выйти в Северную Атлантику для нападения на союзный конвой, перебрасывающий на Западный фронт остро необходимые американские войска? Чтобы предотвратить такую возможность, Королевский флот и ВМС США приняли решение использовать для эскортирования конвоев американские дредноуты и броненосцы-додредноуты.
Первым шагом по воплощению в жизнь данного плана стал перевод 6-й дивизии линкоров контр-адмирала Томаса Роджерса, включавшей «Неваду», «Оклахому» и «Юту», в Берхейвен на юго-западном побережье Ирландии, откуда оно могла использоваться для поиска и уничтожения германских линейных крейсеров, вышедших в Атлантику. «Невада» и «Оклахома» прибыли в Берхейвен 23 августа, «Юта» отправилась за ними 10 сентября.
Вторая часть плана по защите войсковых конвоев предусматривал использование американских броненосцев и броненосных крейсеров непосредственно для сопровождения конвоев. Дредноуты «Мичиган» и «Саут Каролина», чья максимальная скорость ограничивалась 18 узлами, также привлекались для этого. «Саут Каролина» входила в состав эскорта первого конвоя, сопровождавшегося линкорами, который вышел из Соединенных Штатов 6 сентября. На обратном пути 17 сентября «Саут Каролина» потеряла правый гребной винт, а 20 сентября на ней произошла авария парового клапана левого борта. Спустя четыре дня линкор прибыл на ремонт на верфь ВМС в Филадельфии и до конца войны в сопровождении конвоев больше не участвовал. Аналогичная участь постигла головной корабль серии - «Мичиган». 30 сентября он отправился от американских берегов в составе конвоя, а 8 октября потерял левый винт и вернулся в США, после чего также не выходил в море до конца войны.
Условия базирования линкоров адмирала Роджерса в Берхейвен были весьма убогими. Ввиду недостатка эсминцев им лишь изредка удавалось выходить на боевую подготовку. Правда, вспышка активности имела место в ранние часы 14 октября, когда Роджерс получил сообщение, что германские крейсера прорвались в Северную Атлантику. В это время в море находились два войсковых конвоя, и в тот же день Роджерс вывел на их прикрытие «Юту», «Неваду», «Оклахому» и семь эсминцев. Они встретили конвой и приняли участие в его сопровождении, вернувшись в Берхейвен 16 октября. На обратном пути Роджерс выяснил, что сообщение о германских крейсерах оказалось ложным. Больше дредноуты 6-й дивизии до конца войны в море не выходили, оставаясь в готовности в базе.
«Делавэр», «Флорида», «Нью-Йорк» и «Вайоминг» оказались не единственными американскими дредноутами, служившими в составе Гранд-Флита. 11 февраля 1918 г. к 6-й эскадре линкоров присоединился «Техас», после чего под командованием Родмена сосредоточились пять дредноутов. Это позволило ему периодически отправлять по одному кораблю на ремонт, имея при этом полноценную четырехкорабельную эскадру. Как и остальные американские корабли, «Техас» прошел интенсивный курс боевой подготовки, чтобы соответствовать высоким стандартам Гранд-Флита. 29 августа в Великобританию прибыл «Арканзас», заменивший «Делавэр», наименее мощный из кораблей Родмена. Теперь адмирал имел под командованием сбалансированную эскадру из двух кораблей с 12-дюймовой артиллерией и двух с 14-дюймовой, тогда как «Флорида» находилась в резерве.
Летом 1918 года 6-я эскадра линкоров приняла участие в нового рода деятельности. Опасаясь после выхода Флота Открытого моря 23-24 апреля отправлять эскадры линкоров по одной, Битти отказался от регулярного сопровождения скандинавских конвоев линкорами. 30 июня 6-я эскадра вышла на прикрытие первой крупной американской миннозаградительной операции в Северном море. Постановка огромного минного заграждения длиной 230 миль и шириной 15 миль, протянувшегося от Оркнейских островов до норвежского побережья близ Бергена, была инициирована помощником секретаря флота Франклином Делано Рузвельтом, который обратился за одобрением напрямую к президенту Вильсону. Адмиралы Симс и Родмен противились данному проекту, считая его неэффективным против германских «у-ботов», направлявшихся в Северную Атлантику (он действительно оказался неэффективным: более чем 70 000 выставленных мин, возможно, явились причиной гибели лишь шести подводных лодок и никак не повлияли на их отправку в Атлантику), зато вынуждавшим эскадру Родмена в одиночку выходить в море, где она может попасть под удар превосходящих сил германского надводного флота. Тем не менее, остаток войны корабли Родмена занимались прикрытием минных постановок на линии Северного барража, а в промежутках между этими выходами участвовали в учебных стрельбах или совместном маневрировании с британским флотом.
В конце концов, 14 октября американцы, наконец, имели контакт с противником, причем в буквальном смысле. 12 октября эскадра Родмена вышла в море в связи, как выяснилось, ложным сообщением о выходе германских надводных кораблей. Проходя проливом Пентленд-Фёрт, в 17:42 14 октября, «Нью-Йорк» получил удар в правый борт. Через несколько мгновений произошел еще один удар в кормовую часть, достаточно сильный, чтобы оторвать две лопасти гребного винта правого борта. Во время последующего ремонта было установлено, что неприятельская подводная лодка, находившаяся на небольшой глубине, непреднамеренно врезалась в правый борт «Нью-Йорка», после чего ее оказалась под кормой линкора, попав под удар его винта, что и послужило причиной отрыва лопастей. Германская UB-113 пропала без вести в середине октября в данном районе, и представляется вполне вероятным, что именно она и стала жертвой данного столкновения. Вот что требует подтверждения, так утверждение, что в 1 час ночи 16 октября другая подводная лодка обнаружила идущий на ремонт в Розайт «Нью-Йорк» и выпустила по нему три торпеды - с корабля видели их следы, но все они прошли перед носом.
В следующий раз моряки Родмена увидели противника 21 ноября на входе в залив Фёрт-оф-Форт, когда вместе с остальным Гранд-Флитом встречали главные силы Флота Открытого моря, но тот шел не в бой, а сдаваться по условиям перемирия 11 ноября.
BB-28 "Delaware" у побережья Шотландии во время службы в составе Гранд-Флита, 1918 г.