К годовщине вступления Североамериканских Соединенных Штатов в Первую мировую войну представляю вашему вниманию перевод текста Марка Стилла из "оспрейки" по американским дредноутам, описывающего их участие в этой самой мировой войне.
Картина Бернарда Гиббла (Bernard Gibble) "Прибытие 6-й эскадры линкоров в Скапа-Флоу 1 декабря 1917 года"
Когда 6 апреля 1917 г. Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, война на море вошла в критическую для союзников по Антанте фазу. Британия находилась под беспрецедентно мучительным давлением в связи с возобновленной немцами неограниченной подводной войной, только в апреле потеряв около 900 000 тонн торгового тоннажа. В глазах политиков и общественности это означало, что могучий Гранд-Флит оказался не способным уничтожить ни германский надводный флот, ни его подводные лодки, и это висело тяжким грузом на офицерах и матросах Королевского флота. Примерно так Первой Морской лорд адмирал Джон Джеллико обрисовывал обстановку американскому военно-морскому атташе, которым в то время был контр-адмирал Уильям Симс, прибывший в Лондон для планирования совместных действий после вступления Америки в войну. Была выработана совместная стратегия проводки конвоев, однако американский флот имел для этого слишком мало кораблей. Королевский флот располагал достаточным количеством эсминцев и охотников за подводными лодками, но испытывал недостаток личного состава. Джеллико заявил Симсу, что если американцы смогут предоставить ему четыре дредноута для включения в состав Гранд-Флита, это позволит ему вывести в резерв несколько старых додредноутов и перевести их экипажи на малые корабли. Американские адмиралы, в полном соответствии с базовыми принципами теории Альфреда Мэхэна, требующими концентрации сил, с большой неохотой согласились на ослабление костяка линейного флота, однако внутренний коллапс в России, развал итальянского фронта под Капоретто и продолжавшиеся тяжелые потери торгового флота от действий «у-ботов» требовали решительных мер. Американские войска были крайне нужны на полях сражений в Европе, а их переброска через Атлантику требовала надежного эскорта. Трезво оценив всю серьезность положения Антанты, начальник морских операций адмирал Уильям Бенсон и секретарь флота Джозефус Дэниэлз решили поступиться постулатами теории Мэхэна и отправить эскадру американских дредноутов на поддержку Гранд-Флита.
Для отправки были выбраны линейные корабли «Делавэр», «Флорида», «Нью-Йорк» и «Вайоминг» из состава 9-й дивизии линкоров Атлантического флота. Все они имели угольное отопление, так как запасы драгоценной нефти у англичан были ограничены. 25 ноября 1917 г. 9-я дивизия под командованием контр-адмирала Хью Родмена вышла с Хэпмтонского рейда и отправилась в Британию. 7 декабря четыре американских дредноута вошли в Скапа-Флоу, где были с воодушевлением встречены адмиралом Битти и моряками Гранд-Флита. Из этих четырех кораблей была сформирована 6-я эскадра линкоров Гранд-Флита во главе с Родменом, поступившим в оперативное подчинение Битти.
Первой задачей эскадры Родмена стало приведение ее в соответствие с высокими стандартами Гранд-Флита, что было непросто, учитывая отсутствие у американцев боевого опыта. Процедура включала освоение британских радиокодов, сигналов, совместное маневрирование и изучение методов управления огнем. Это сопровождалось интенсивными артиллерийскими учениями, поскольку американские моряки никогда не участвовали в реальных сражениях и поначалу стреляли очень неточно под сравнению с британскими товарищами.
Наконец, 6 февраля 1918 г. 6-я эскадра линкоров контр-адмирала Родмена вышла на выполнение первого самостоятельного задания - сопровождать конвой из союзных и нейтральных транспортов на маршруте между Великобританией и Скандинавией. Британские линкоры привлекались к сопровождению скандинавских конвоев с января 1918 года, и адмирал Битти решил, что американские моряки приобрели достаточно опыта для участия в операциях такого рода. В 9 часов утра 6 февраля 6-я эскадра линкоров вышла из Скапа-Флоу и следующим утром прибыла в точку рандеву с конвоем, идущим в восточном направлении. Проводив конвой почти до побережья Норвегии, корабли Родмена взяли под охрану суда, идущие на запад, и сопровождали их до берегов Британии, прибыв в Скапа-Флоу в 4 часа утра 10 февраля. Операция прошла спокойно, не считая нескольких ложных контактов с неприятельскими подводными лодками, вызванных тем, что наблюдатели по ошибке принимали дельфинов, плавающие бревна и барашки волн за перископы или следы торпед.
Шесть дней спустя американские дредноуты вышли в составе главных сил Гранд-Флита для поддержки эскадры британских линкоров, сопровождавшей скандинавский конвой. Британская военно-морская разведка донесла, что германские линейные крейсера вышли в Северное море для перехвата конвоя, но позже выяснилось, что сообщение было ложным. Тем не менее, это было первой операцией, в ходе которой 6-я эскадра линкоров находилась в составе Гранд-Флита.
В марте и апреле корабли Родмена принимали участие еще в нескольких конвойных операциях, но единственной серьезной угрозой, с которой им пришлось столкнуться, стали туман и шторма.
На другом конце Северного моря командующий германским Кайзеровским флотом адмирал Рейнхард Шеер больше всего желал встретиться с единственной эскадрой линкоров союзников, чтобы уничтожить ее до подхода основных сил Гранд-Флита. В ранние часы 23 апреля Шеер вывел из Гельголандской бухты костяк Флота Открытого моря для обеспечения набеговой операции крейсеров и эсминцев. Последующая операция обернулась комедией ошибок с обеих сторон. Британская военно-морская разведка прошляпила выход в море Флота Открытого моря, что могло бы обернуться катастрофой для конвоя и сопровождавшей его эскадры линкоров, будь они в море одни. Однако тут опростоволосилась германская разведка: на самом деле, к тому моменту, как германский флот достиг норвежских берегов, никаких конвоев в море не было. Пока немцы безуспешно искали корабли союзников, на линейном крейсере «Мольтке» случилась авария в машинном отделении, вызванная потерей гребного винта, и он нарушил радиомолчание, запрашивая помощь. Сообщение было перехвачено англичанами, которые только тогда поняли, что германские надводные корабли проводят операцию в Северном море. Битти вывел Гранд-Флит, чтобы перехватить немцев, которые к тому времени отменили свою операцию, но Флот Открытого моря успел вернуться под прикрытие своих минных полей до подхода британских линкоров. Корабли Родмена находились в составе Гранд-Флита во время погони, причем именно тогда американские дредноуты находились на наименьшем за всю войну расстоянии от германских.
Продолжение следует