Американские дредноуты в Первой мировой войне (ч.1)

Apr 06, 2022 10:35

К годовщине вступления Североамериканских Соединенных Штатов в Первую мировую войну представляю вашему вниманию перевод текста Марка Стилла из "оспрейки" по американским дредноутам, описывающего их участие в этой самой мировой войне.



Картина Бернарда Гиббла (Bernard Gibble) "Прибытие 6-й эскадры линкоров в Скапа-Флоу 1 декабря 1917 года"


Когда 6 апреля 1917 г. Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, война на море вошла в критическую для союзников по Антанте фазу. Британия находилась под беспрецедентно мучительным давлением в связи с возобновленной немцами неограниченной подводной войной, только в апреле потеряв около 900 000 тонн торгового тоннажа. В глазах политиков и общественности это означало, что могучий Гранд-Флит оказался не способным уничтожить ни германский надводный флот, ни его подводные лодки, и это висело тяжким грузом на офицерах и матросах Королевского флота. Примерно так Первой Морской лорд адмирал Джон Джеллико обрисовывал обстановку американскому военно-морскому атташе, которым в то время был контр-адмирал Уильям Симс, прибывший в Лондон для планирования совместных действий после вступления Америки в войну. Была выработана совместная стратегия проводки конвоев, однако американский флот имел для этого слишком мало кораблей. Королевский флот располагал достаточным количеством эсминцев и охотников за подводными лодками, но испытывал недостаток личного состава. Джеллико заявил Симсу, что если американцы смогут предоставить ему четыре дредноута для включения в состав Гранд-Флита, это позволит ему вывести в резерв несколько старых додредноутов и перевести их экипажи на малые корабли. Американские адмиралы, в полном соответствии с базовыми принципами теории Альфреда Мэхэна, требующими концентрации сил, с большой неохотой согласились на ослабление костяка линейного флота, однако внутренний коллапс в России, развал итальянского фронта под Капоретто и продолжавшиеся тяжелые потери торгового флота от действий «у-ботов» требовали решительных мер. Американские войска были крайне нужны на полях сражений в Европе, а их переброска через Атлантику требовала надежного эскорта. Трезво оценив всю серьезность положения Антанты, начальник морских операций адмирал Уильям Бенсон и секретарь флота Джозефус Дэниэлз решили поступиться постулатами теории Мэхэна и отправить эскадру американских дредноутов на поддержку Гранд-Флита.

Для отправки были выбраны линейные корабли «Делавэр», «Флорида», «Нью-Йорк» и «Вайоминг» из состава 9-й дивизии линкоров Атлантического флота. Все они имели угольное отопление, так как запасы драгоценной нефти у англичан были ограничены. 25 ноября 1917 г. 9-я дивизия под командованием контр-адмирала Хью Родмена вышла с Хэпмтонского рейда и отправилась в Британию. 7 декабря четыре американских дредноута вошли в Скапа-Флоу, где были с воодушевлением встречены адмиралом Битти и моряками Гранд-Флита. Из этих четырех кораблей была сформирована 6-я эскадра линкоров Гранд-Флита во главе с Родменом, поступившим в оперативное подчинение Битти.

Первой задачей эскадры Родмена стало приведение ее в соответствие с высокими стандартами Гранд-Флита, что было непросто, учитывая отсутствие у американцев боевого опыта. Процедура включала освоение британских радиокодов, сигналов, совместное маневрирование и изучение методов управления огнем. Это сопровождалось интенсивными артиллерийскими учениями, поскольку американские моряки никогда не участвовали в реальных сражениях и поначалу стреляли очень неточно под сравнению с британскими товарищами.

Наконец, 6 февраля 1918 г. 6-я эскадра линкоров контр-адмирала Родмена вышла на выполнение первого самостоятельного задания - сопровождать конвой из союзных и нейтральных транспортов на маршруте между Великобританией и Скандинавией. Британские линкоры привлекались к сопровождению скандинавских конвоев с января 1918 года, и адмирал Битти решил, что американские моряки приобрели достаточно опыта для участия в операциях такого рода. В 9 часов утра 6 февраля 6-я эскадра линкоров вышла из Скапа-Флоу и следующим утром прибыла в точку рандеву с конвоем, идущим в восточном направлении. Проводив конвой почти до побережья Норвегии, корабли Родмена взяли под охрану суда, идущие на запад, и сопровождали их до берегов Британии, прибыв в Скапа-Флоу в 4 часа утра 10 февраля. Операция прошла спокойно, не считая нескольких ложных контактов с неприятельскими подводными лодками, вызванных тем, что наблюдатели по ошибке принимали дельфинов, плавающие бревна и барашки волн за перископы или следы торпед.

Шесть дней спустя американские дредноуты вышли в составе главных сил Гранд-Флита для поддержки эскадры британских линкоров, сопровождавшей скандинавский конвой. Британская военно-морская разведка донесла, что германские линейные крейсера вышли в Северное море для перехвата конвоя, но позже выяснилось, что сообщение было ложным. Тем не менее, это было первой операцией, в ходе которой 6-я эскадра линкоров находилась в составе Гранд-Флита.

В марте и апреле корабли Родмена принимали участие еще в нескольких конвойных операциях, но единственной серьезной угрозой, с которой им пришлось столкнуться, стали туман и шторма.

На другом конце Северного моря командующий германским Кайзеровским флотом адмирал Рейнхард Шеер больше всего желал встретиться с единственной эскадрой линкоров союзников, чтобы уничтожить ее до подхода основных сил Гранд-Флита. В ранние часы 23 апреля Шеер вывел из Гельголандской бухты костяк Флота Открытого моря для обеспечения набеговой операции крейсеров и эсминцев. Последующая операция обернулась комедией ошибок с обеих сторон. Британская военно-морская разведка прошляпила выход в море Флота Открытого моря, что могло бы обернуться катастрофой для конвоя и сопровождавшей его эскадры линкоров, будь они в море одни. Однако тут опростоволосилась германская разведка: на самом деле, к тому  моменту, как германский флот достиг норвежских берегов, никаких конвоев в море не было. Пока немцы безуспешно искали корабли союзников, на линейном крейсере «Мольтке» случилась авария в машинном отделении, вызванная потерей гребного винта, и он нарушил радиомолчание, запрашивая помощь. Сообщение было перехвачено англичанами, которые только тогда поняли, что германские надводные корабли проводят операцию в Северном море. Битти вывел Гранд-Флит, чтобы перехватить немцев, которые к тому времени отменили свою операцию, но Флот Открытого моря успел вернуться под прикрытие своих минных полей до подхода британских линкоров. Корабли Родмена находились в составе Гранд-Флита во время погони, причем именно тогда американские дредноуты находились на наименьшем за всю войну расстоянии от германских.

Продолжение следует

американские линкоры, война на море, Первая мировая война, us navy

Previous post Next post
Up