Гибель броненосца «Монтегю»

Feb 11, 2022 16:08



В начале ХХ века, на заре использования радиосвязи, корабли британского Флота Канала периодически выходили в море, чтобы попрактиковаться в переговорах по радиотелеграфу с береговыми станциями и флагманским броненосцем «Эксмут», стоявшим в Портленде.

29 мая 1906 г. эскадренный броненосец «Монтегю» производил одно из учений подобного рода в Бристольском проливе около острова Ланди (Lundy) и пытался связаться по радио со станцией на островах Силли. Прием сигнала был очень неустойчивым, и командир корабля кэптен Адэр (Adair) приказал идти по проливу, чтобы наладить связь. К концу дня испытания были успешно завершены, и Эдер лег на обратный курс к острову Ланди, чтобы принять сообщения, которые могли ожидать его на береговом сигнальном посту. Вскоре после наступления темноты корабль вошел в полосу очень плотного тумана, снизил скорость и начал передавать сигналы сиреной через определенный интервал. Ничего подозрительного не происходило, пока, вскоре после 02:00 30 мая, не было услышано отчетливое эхо от сирены - явный признак того, что впереди находятся скалы. Машинам немедленно дали «полный назад», но было уже поздно. В 02:12 «Монтегю» вылетел на скалы Шаттер на юго-западной оконечности о-ва Ланди. Предпринятая сразу же попытка сойти за счет работы машин на полных оборотах не дала результата, приведя только к более серьезным повреждениям днища и разрушению обоих гребных винтов.

Как выяснилось впоследствии, штурман полностью потерял ориентировку, что и привело к посадке броненосца на мель у побережья Девоншира. Несколько членов экипажа сошли на берег в поисках помощи и обнаружили, что корабль, фактически, «въехал» в остров Ланди. Был отправлен сигнал бедствия на находившиеся поблизости корабли, в том числе командующему флотом адмиралу Вильсону на «Эксмут». В течение нескольких дней моряки прилагали неимоверные усилия, чтобы снять броненосец, используя для этого спасательное судно «Рэйнджер» из Ливерпуля, в то время как казенные верфи круглосуточно работали над изготовлением кессона, чтобы подвести его под поврежденное днище. Решающая попытка снять «Монтегю» была предпринята во время прилива 22 июля, когда откачные насосы и компрессоры заработали на полную мощность. Хотя успех казался близким, все усилия оказались напрасными из-за сильной волны, пришедшей с Атлантики. Максимально облегченный броненосец так и остался стоять на скалах.

В итоге «Монтегю» был полностью разрушен ударами волн о скалы, и вскоре его пришлось бросить, признав непригодным к восстановлению. Его орудия и большая часть оборудования были перегружены на баржи, а остов корпуса остается на месте по сей день (заметка написана в 1971 году). Несколько 6-дюймовых орудий с броненосца в 1914 году были установлены на речные мониторы типа «Мерсей».

Судебным разбирательством Адэр и штурман броненосца были признаны виновными в потере корабля и уволены со службы.

(Материал из «Warship International», №4-1971)

Сразу вынужден просить прощения за неоднородность размера снимков - какие уж есть. Но некоторые вполне себе кликабельны.












как правильно подсказали, это "зеркалочка", но перезаливать не буду.



британские линкоры, royal navy, аварии и катастрофы

Previous post Next post
Up