За время плавания «Большого Белого флота» шестнадцать американских броненосцев прошли 46 000 миль за 435 дней и сожгли 435 тысяч тонн угля. Большая его часть была доставлена из шахт Восточного побережья США и обошлась в 1 967 533 доллара.
В то время американский флот, в отличие от британского, не имел сети угольных станций по всему миру или необходимого для этой цели количества вспомогательных судов снабжения. Восьми угольщиков, входивших в состав ВМС США, явно не хватало, чтобы справиться с данной задачей. Дополнительные ограничения накладывали федеральные постановления, требовавшие, чтобы для снабжения боевых кораблей американского флота использовались только суда под американским флагом, однако и в составе американского торгового флота таковых было недостаточно. Президент Теодор Рузвельт предложил контракты на снабжение «Большого Белого флота» американским судовладельцам, чьи цены превышали иностранные более чем на 50 %, однако многие из них отказались, поскольку обратно им пришлось бы идти порожняком. Лишь за два месяца до выхода «Большого Белого флота» в плавание Рузвельт дал распоряжение зафрахтовать 48 угольщиков для доставки 125 тысяч тонн угля, необходимого для обеспечения перехода от Хэмптонского рейда до Сан-Франциско. В соответствии с этим, американский флот зафрахтовал одно австро-венгерское, семь норвежских и 41 британское суда, расставив их по различным пунктам на маршруте перехода, чего невозможно было бы сделать в военное время. Тем самым переход «Большого Белого флота» с самого начала превращался в фикцию.
Слабость собственных логистических возможностей и зависимость от иностранных угольщиков стала важнейшим уроком данного плавания. Начнись война неожиданно, когда флот находился в отдаленных водах, отсутствие угля сразу могло лишить его мобильности. Зависимость от иностранных угольщиков была учтена, и в кораблестроительную программу 1909 года включили сразу пять угольщиков в дополнение к двум уже строившимся. Тем не менее, проблема так и не была решена до перехода флота на жидкое топливо.
Материал из «Warship International», №2-2016