Вятские ярмарки в прошлых столетиях.
Активная торговля велась на ярмарках, 18 вятских ярмарок имели общегубернское значение. Были и ярмарки общероссийского значения. Это Семеновская ярмарка в Вятке, Алексеевская ярмарка в Котельниче, Великорецкая в селе Великорецком и Кукарская в слободе Кукарке. Ярмарки находились в тесной связи между собой, следуя последовательно одна за другой и по времени и по географическому положению.
Именно по этим «путям» двигались основные массы товара и денег. Заключались небольшие и крупные сделки. Как тогда говорили «ударить по рукам» - значит заключить сделку! Договоры письменные оформляли не так часто, иногда достаточно было просто «честного слова» тогда и деньги и товар переходили из рук в руки.
В губернию ввозились преимущественно промышленные товары, ткани, галантерея, вина. Вывозили хлеб, сало, масло, кожи, овчины, меха пушных зверей, мед, воск, деготь, смолу, лес, кадки, сукно, холст. И даже вятские лапти пользовались по России большим спросом!
Известно из исторических источников, что вятчане не признавали меновой торговли, большое распространение получила скупка сельскохозяйственной продукции за деньги - иногородние купцы покупали у вятских крестьян товар за «явленные деньги». Хлебные поставки втягивали вятских крестьян в товарно-денежные отношения. У крестьян, у которых появлялись «деньжата», вставал вопрос, как и где их хранить. При отсутствии возможности положить деньги на депозит под проценты - крестьяне прибегали к дедовскому способу сохранения накоплений - прятали заработанные суммы (состоявшие чаще всего из медной монеты) традиционно в «земельной банк». Способы были самые разнообразные. Кто в хлеву, кто под вековым пнем или в подполье - словом, у кого, на что фантазии хватало.
Обильное оседание медной монеты в кладах, говорит об еще одной особенности российской экономики XVIII века. Это связано с выпуском первых бумажных денег - ассигнаций с 1769 года. Рост капиталов промышленников и купечества, образование общероссийского рынка и денежный характер хозяйства предъявляли свои требования к денежной системе. Металлические деньги уже не могли эффективно обслуживать все потребности экономики. Например, в 1760 году 1000 рублей соответствовала тонне(!) медной монеты или 25 кг. 850 гр. серебряной. Это значительно затрудняло сбор податей и перевоз крупных денежных сумм на дальние расстояния.
Курс ассигнаций по мере увеличения эмиссии падал. Крестьяне предпочитали надежные вложения в металле. Например, если в 1769 году 1 рубль ассигнациями равнялся 99 коп., то в 1799 году 1 рубль бумажных денег приравнивался 65, 5 копейкам. С падением курса ассигнаций с 1786 г. был запрещен их размен на серебро, а с 1790-х годов и на медные деньги. Куда спрашивается крестьянину податься со своими деньгами? Опять пришлось воспользоваться проверенным веками способом - деньги в кубышку и с глаз долой, в место укромное и надежное.
Но как отмечает известный исследователь вятских кладов, кандидат исторических наук Елена Юрьевна Мокерова - обилие и крупные суммы медных кладов никак не говорят о росте благосостояния вятских крестьян, так как реальная стоимость медных монет была намного ниже номинальной. И пять копеек медью, отнюдь не были ровней благородному серебряному пятачку в стиле «барокко» с орлом, парящим в облаках!
«Крестьянские клады» свидетельствуют об обращении среди земледельцев в основном медной монеты. Численный состав кладов отражает долю участия каждого из российских монетных дворов в чеканке монеты и вятские клады точно отображают в себе все особенности денежного обращения Российской империи - соотношение номиналов и количество выпущенных монет. Ко второй половине XVIII века из кладов полностью исчезают проволочные серебряные монеты (чешуйки), передав эстафету медной российской копейке, той самой без которой «…и рублю не бывать».