...Вы, я вижу, бескорыстно любите деньги. Скажите, какая сумма вам нравится?...
И.Ильф, Е.Петров "Золотой теленок".
Поймал себя на совершенно удивительной мысли, которая лежала под носом. Ведь социализм в XX веке придумал не Мор или Лютер, ни Маркс или Гегель, ни Ленин с Энгельсом и еже с ними. Более того, все их измышления об идеальном устройстве общества никогда бы не могли реализоваться, если бы им не способствовало одно явление, которое ни учитывает, ни один историк, ни один политолог, даже ни один юрист. Хотя, неслучайно, почти все юристы интуитивно ищут его. Это явление - любовь.
Любовь, вероятно, существовала всегда, но она не была фетишем и мечтой, пока не стала нормой во всех литературных произведениях, которые копировали жизнь, а жизнь копировала судьбу литературных героев. Конечно, был гениальный Теккерей, который жинеописал реальное общество с его продажностью отношений… И, был, бесспорно, Бальзак. Но, были и другие. Был Онегин и Чацкий, (был, конечно, и тихий офисный клерк Молчалин, фигура, которого становится сегодня едва ли не самой любимой и главной, среди моего поколения читален) А потом любовь стала частью реальной жизни. Почти Шекспировской трагедией закончилась, удивительная по трогательности и преданности любовь дочери Маркса - Лауры и французского экономиста Пьера Лафарга. Жена Генри Форда, которая вместо того чтобы бегать по Кофехаусам и трендеть с подругами все имевшиеся выходные, годы напролет, без отпусков, в масле и копоти, проводила в мастерской мужа, дабы помочь ему собрать двигатель внутреннего сгорания. Супруга вождя мирового пролетариата Ленина, всю жизнь промыкалась, как сегодня сказали бы по коммуналкам, по съемным комнатам в Париже, Берне, Цюрихе, Красноярске и Финляндии, дабы помочь осуществить пролетарскую революцию.
Но, эта любовь, пускай и неосмысленно была реализацией утопии. В России за счет социализма, в Америке за счет слепой веры в чудеса техники и автомобилизации. Без постоянного созидания такие отношения бессмысленны. Лучше всего данный тупик проиллюстрировал гениальный Дуглас Серк в картине
«Всегда есть завтра» 1958 г., где создатель и владелец небольшой фабрики игрушек (Фред Макмюррей), живущей с женой, которая не испытывает к нему особых чувств, но является матерью его детей, неожиданно встречает большую любовь его юности. Узнав о ее свободном статусе, он предпочитает возродить былые чувства, но вместо новой страницы жизни, он вновь оказывается в уютном доме, с опостылевшей женой, а его любовь улетает прочь, не желая разрушать семью,… Однако вместо радости семейного очага, американская мечта в интерпретации Серка напоминает тюрьму, а герой Фреда Макмюререя, с лужайки собственного дома воет на инверсионный след самолета, в котором улетает прочь женщина, что он любил, а его со всех сторон, как коршуны обступают жена и многочисленные дети. Аллегория Серка, понятна и ясна, учитывая, что сам Серк никогда не был бедным, всю свою жизнь занимался, тем к чему лежала душа, в начале 60-х, добровольно ушел из кино по состоянию здоровья, прожив еще почти 30 лет, поддерживаемый своей женой Хильдой.
Ключевым моментом, который я не заметил в первый раз, когда смотрел «Всегда есть завтра», было занятие главного героя. Я его воспринимал буквально, также как автор. Герой создает из податливых и глупых людей семью, также как он создает диораму из игрушек, но только его игрушки внутри его семьи, в какой-то момент оживают и становятся зловещими и холодными слизняками. Но, главным было другое: то, что герой был ни полицейским или банковским служащим, ни менеджером или коммивояжером, он был творческим человеком, а творческий человек не может относиться к жизни как к хрустальной вазе, которую невозможно склеить. Создавая прекрасное он вынужден разрушать, ломать и портить: свою жизнь и жизни родных и подчиненных. Разве другим был трудоголик - Эдиссон, который замучил Форда доведя его до такого же трудоголизма и, вероятнее всего, и до его знаменитого антисемитизма. Ленин или Сталин, - они рушили и одновременно создавали прекрасное. Равно как Серк, создавая потрясающие шедевры, не понимал того, что простой Американский обыватель, которого он яростно вместе Николасом Реем бичевал, был куда ответственнее и взврослее его. Он кормил семьи, он воспитывал детей, жертвуя, своими честолюбивыми юношескими мечтами, воплощение, которых он видел в детях. Он выходил замуж или женился по-расчету, ради этого идеального мирка Американской мечты, которую Серк сравнивал с диорамой в витрине магазина за 19$ и 99 центов. Но, только результатом их жизни стала смерть наркомана - Николаса Рея, которую запечатлел Вим Вендерс в
«Молнии над водой». Одинокая старость, без детей и смерть в Швейцарии, вместе с перепиской с таким же мизантропом и эгоистом Фассбиндером - таков конец Дугласа Серка. Они - оба верили в любовь и презирали мещан, а мещане презирали социализм и равенство людей. Мещане победили.
Если вы влюбитесь, вспомните то, что я написал,… Хотя, вряд ли Вам это поможет, но все же