Сузо Чекки д’Амико о Рене Клемане

Apr 14, 2010 22:16

     

"....Я уехала в Лондон, где меня ждало еще одно дело, а вернувшись во Францию, направилась в Дьепп, чтобы начать работу с Клеманом. И это был единственный фильм, от которого я отказалась.
Сегодня Клеман незаслуженно забыт, но в тот момент он считался режиссером № 1, снявшим, между прочим, «Запрещенные игры». Он был малосимпатичным, но очень умным человеком, а жену его, уродину, значительно старше его, звали Белла.
Я приехала в Дьепп, уже зная содержание книги, по которой мне надо было писать сценарий, - «Le chateau de verre»(«Стеклянный замок») - потрясающе посредственное произведение. И в то же время мне льстило, что меня пригласили работать с ним - известным режиссером, позволявшим себе капризы и выбравшим Дьепп потому, что в тот момент, по его утверждению, Париж был просто невыносим.
Дождь шел непрерывно - утром, днем и ночью - на протяжении всего моего пребывания в Дьеппе. Мы поселились во флигеле одного очень шикарного отеля, имевшем вид этакой башенки, где вечером можно было за¬крыться и самим оттуда не выходить, и никого туда не впускать.

Вы там были только вдвоем с Клеманом?
Вторым сценаристом должен был стать Бост, который тогда еще не приехал. Я увидела его сидящим у маленького камина в спальне Клемана, где и проходили совещания сценаристов, на которых любила присутствовать Белла - влиятельная персона, лежавшая в постели в черном белье и все время вставлявшая свои замечания. Она была умна и, возможно, не так и антипатична, потому что впоследствии я слышала о ней много хороших отзывов. К сожалению, мой опыт общения с ней оказался весьма неудачным.
Итак, мы сидели безвыходно в этой спальне, потому что ей нравилось нас слушать, но когда она вмешивалась в нашу работу, Клеман выходил из себя и между ними разражались ужасные скандалы. А мы были вынуждены присутствовать при них. Мы сидели возле камина вместе с Клеманом, который, оборачиваясь, успокаивал нас: «Оп s'adore et on s'engueule»( Милые бранятся - только тешатся (франц.).). Говоря по чести, я бы предпочла, чтобы они вели себя более спокойно.
Через три дня я сообщила копродюсеру Дейчмайстеру, похожему на гигантского неаполитанского мастифа, что, как мне ни жаль, я уезжаю. Он молниеносно примчался в Дьепп, и на следующее утро я слышала, как они ругались с Клеманом. Меня призвали и спросили, действительно ли я уезжаю из-за мадам Беллы. Я отрицала это, но чувствовала себя неловко.

Ты когда-нибудь еще связывалась с Клеманом?
Нет, и, думаю, знаю почему. Перед отъездом из Франции я написала Леле обо всем, что там происходило, представив ситуацию в комическом свете. Не умолчала я и о визите близкого друга Клемана, приехавшего в сопровождении молодой жены. Он был симпатичный и очень унылый архитектор, а она - красавица, бледная и молчаливая с глазами, намазанными так, как тогда еще не было принято.
После одного вечера, проведенного в комнате Клемана с лежавшей в постели Беллой, я ушла в свою комнату. Спустя какое-то время ко мне постучался страдавший бессонницей архитектор, который хотел поговорить со мной и узнать мое беспристрастное мнение о его женитьбе. Он сказал, что со своей женой они давно были в любовной связи и что его первая супруга, узнав об этом, покончила жизнь самоубийством. Вот архитектор и спрашивал, хорошо ли он поступил, женившись на любовнице. Его мучили сомнения, но при чем здесь была я?!
Не знаю, каким образом, но мое письмо осталось там, потому что домой оно так и не пришло. Я уверена - оно попало в руки к Клеману, что и положило конец нашим отношениям. К тому же мое мнение о «Стеклянном замке» было верным: фильм он снял, и это был полный провал.

А почему он вообще захотел сотрудничать с тобой?
Я уже работала для него, но на расстоянии, не будучи с ним знакомой. Этот фильм получил «Оскара» как лучшая зарубежная картина. Я имею в виду фильм «У стен Малапаги», сценарий которого мы написали с Дзаваттини в 1949 году."

Сузо Чекки д’Амико. "О кино, и не только"
Издательство: Вагриус, 2004 г.

Рене Клеман, Сузо Чекки д’Амико, кино

Previous post Next post
Up