Общество будущего

May 27, 2010 02:28

Помню, на уроках истории, когда преподавали что-то об общественных формациях, возникало это загадочное понятие - общество будущего. И на вопрос о том, что это за общество, которое будет после коммунизма, отвечали, что мы не знаем.
Представьте себе - это в школе, где вроде все понятно и объяснено и каких-то двусмысленных толкований быть не может - говорят ученику, что мы не знаем!
В своей жизни следующий раз, когда я такое услышал (что ученые и никто этого не знает) - это уже было в стенах ВУЗа.

Так вот немного понятий.
По использовавшейся классификации - если рассматривать и принимать теорию о смене общественных формаций: первый строй - первобытно-общинный, второй - рабовладельческий, третий (хотя по логике не до конца понимаю, почему он рассматривается отдельно от рабовладельческого) - феодальный, четвертый - капитализм, следующий - коммунизм (с переходным этапом в виде социализма) и общество будущего, как следующая ступень. При этом, все наверное помнят, что развитие осуществляется по спирали, но повторение происходит на более высоком уровне.
Что хочу сказать?
Переход от строя к строю обеспечивается и сопровождается сменой производительных сил и производственных отношений. Уточним последнее - сменой-изменением степени свободы человека, если точнее - формы его зависимости, формы ПРИНУЖДЕНИЯ К ТРУДУ.
Интересно - человек появляется (выделяется из животного мира) трудом. Ну, всем известное "труд сделал из обезьяны человека". Труд, напомню, - это деятельность человека, направленная на изменение окружающего мира в собственных интересах, в соответствии с собственными потребностями. Человек отличается от животного тем, что те условия своей жизнедеятельности, в которых он существует, он создает сам с помощью выше упомянутой деятельности.
Так вот, чтобы человек был человеком - он должен трудиться, т.е. воссоздавать (преобразовывать) природу-окружающую среду. НО, чтобы трудиться, он постоянно подвергается ПРИНУЖДЕНИЮ.
В первобытно-общинном строе человек принуждается племенем - обществом, окружающим социумом. Это осуществляется с помощью санкций в виде морального (социального) порицания или реальных (материальных) санкций - ограничение пищи, изгнание из племени и др.
При рабовладении (включаю и феодализм, т.к. разницы существенной не вижу), раба при отказе от труда ждут в том числе насильственные наказания или смерть. Также есть общественные представления "о господине и холопе - рабе". В процесс принуждения включается государство со своей машиной насилия.
При любимом всеми нами капитализме - человек к труду принуждается в основном экономическими стимулами. Не будешь работать - не будет зарплаты, не будет денег - потребности не будут удовлетворены. Если нарушишь закон - лишение свободы.
В принципе, в любом строе существует целый комплекс принуждения к труду - насильственные, экономические и моральные стимулы (здесь я говорю об общественных представлениях, господствующих понятиях).
К слову, разделить насильственные и экономические меры практически не возможно. Если экономические меры - это удовлетворение потребностей, то и лишение свободы - это экономическая мера (потребность в свободе), и нанесение побоев - это тоже экономическая мера (потребность в здоровье, отсутствии болевых ощущений), только лишение жизни из какой-то другой классификации, скорее моральный урок для других или рациональный шаг при принятии решения о выживании первобытного племени.
Форма принуждения к труду меняется по сути только из-за изменения средств производства, средств труда и конечного продукта. Сейчас, допустим, чтобы человек произвел какой-либо высокоценный и\или высококачественный продукт (компьютерная программа, эффективный менеджмент и т.п.) жесткая форма принуждения не допустима. От человека требуется много и взамен он получает бумажки с нанесенными рисунками или циферки на бухгалтерском счету в банке, на которые он может приобрести товары. Заметьте, я не говорю "удовлетворить потребности". То, что приобретается за деньги далеко не удовлетворяет истинные реальные потребности человека. То, что приобретается, его ценность раздута обществом потребления. От человека требуется потребить, чтобы потребить, он должен работать с большей отдачей, чем раб (это страшно, но это так). То есть, я хочу сказать, что интенсивность принуждения не меняется. Всем известны идиотские случаи, когда лишившись своего состояния, уровня потребления, человек кончает не только с собой, но и со своей семьей, лишая жизни своих детей. БРЕД!
Но вернемся к теме.
Итак, человек, как человек появляется с помощью труда. Смена экономических формаций и форм принуждения к труду меняется вследствии изменения базы - средств производства и характеристик продукта труда (требуемых свойств для удовлетворения потребностей).
Сейчас произошла-происходит третья научно-техническая революция - появилась и развивается возможность создания синтетических живых организмов. В начале (сегодня) - бактерий, а завтра будет возможность создания синтетических организмов по сложности сопоставимых человеку.
То есть "завтра" человечество сможет производить высокорганизованные организмы, способные к труду. Из этого следует, что в конечном итоге все обязанности по созданию потребительских благ возможно будет переложить на этих биороботов и, соответственно, освободить человека от принудительного труда.
Это и будет общество будущего - общество изобилия, в котором будут существовать люди, освобожденные от труда, и трудящиеся биороботы.

Всех кому интересна логика, приглашаю к дискуссии, буду признателен за комментарии.

рабовладение, принуждение к труду, социализм, экономический строй, общественные формации, мотивация, потребности человека, труд, капитализм

Previous post Next post
Up