Начало 90-х, подготовительный факультет ДИИТа (Днепропетровск)...[Читать дальше] Собралась разношерстная толпа, которую объединяет только одно - все железнодорожники. Начало семестра, первая пара математики. Старенький преподаватель, хромой полуслепой еврей. Калач тертый, как впоследствии выяснилось...
Один из будущих студентов приперся в железнодорожном кителе, вероятно в надежде какого-то особого благорасположения к нему со стороны преподавателького состава. За что был с первого же занятия немилосердно третирован нашим математиком.
- Что за бардак! Кто ответственный в аудитории?!.. Вот вы, товарищ-щ-щ! - Я?.. - Да, вы! Тряпка сухая, доска грязная, мела нет! Вы поняли?.. Приступайте!
И наш "ответственный товарищ-щ-щ" полетел белым лебедем...
Второе занятие. Опять внимание нашего математика обращено на "человека в кителе".
- Вот вы, выйдите пожалуйста к доске и нарисуйте единичную окружность... - ...(рисует) - Что это вы изобразили, милейший?!.. - Вы же сами сказали - единичную окружность... - Это не окружность, это - ПАРОВОЗНОЕ КОЛЕСО! А окружность должна быть примерно такая (рисует).
Далее разбор полетов о смысле синусов, косинусов и иже с ними... Излагает интересно, увлекательно, как в старину уважительно отзывались - "с огоньком".
На третьем занятии недреманое око преподавателя следит за "маленьким начальником" и в самый драматический момент раздается:
- Прошу к доске! Изобразите нам, молодой человек, параболу!.. - ... - Это не парабола! - А что же это?.. - Это - КОПЬЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО! А парабола, она должна соблюдать пропорции - один в квадрате это один, а два в квадрате - четыре!..
С тех пор "ответственный работник зализныци" приходил только в штатском и сидел тихо как мышка, где-то на задней парте.
Вообще этот дедуля был большой оригинал. К примеру, слыша ерунду у доски, он делал длительную паузу, давая возможность вызванному самореабилитироваться, затем разыгрывал шикарный маленький спектакль одного актера: - Ой хорошо!!! Пауза, абитура переглядывается друг с дружкой, несчастный у доски чувствует, что тучи над его головой неумолимо начинают сгущаться, но своей промашки совершенно не понимает... - Ой хорошо!!! Еще небольшая пауза, затем - Так хорошо, аж противно!..
Вначале вызывал к доске всех поочередно, дабы выяснить уровень нашей подготовки. И оставил парочку самых шустрых - меня и Наташу Егорову. Таки спасибо моему математическому классу!..
- Наташенька, а вот еще такая задача! - Сколько ж можно, вон Сергей сидит и улыбается!.. - Все-все-все, идите Наташенька, спасибо... Сережа, к доске!..
Очень любил повторять: - В жизни вам не придется брать интегралы и решать системы дифуравнений! Но математика дает самое главное - привычку думать!
Умение думать - это то, что останется когда вы забудете все, чему вас учили!
Старый, слепой, хромой но все-таки такой приятный запоминающийся преподаватель... Повезло мне в жизни на хороших людей и учителей...