Часть 2.
12 августа.
Губа-Шубина - губа Федотовка.
Море качает, ветер носит,
А что то значит - никто не спросит,
Никто не спросит - а очень жалко,
А то бы в стужу стало жарко...
Кошка моря (с) БГ
1. Маршрут второго дня.
Утро 12 августа. Сегодня нам предстоит разделиться.
Мы идем навстречу солнцу ), а Дима - на закат, в Порчниху.
С утра - бодрячок, устойчивый северо-западный ветер около 5-7 м/c и, судя по мгновенно озябшим на воздухе пальцам, сквозит он прямиком из Гренландии, по пути пролетая над Северным полюсом ). Ему сюда напрямки-то меньше, чем от Москвы). Солнце за тучами, температурит на градусов 7-8 по Цельсию - такое вот у нас лето ). Зато холод ускоряет самостоятельные двигательные процессы и мы собираемся в рекордные сроки, ставим на стапель наш Корабель с бесподобным парусом и через каких-то пару часов в отсутствие наката без проблем отчаливаем из уютной бухты.
2. Заключительные штрихи сборки парусного чуда.
Выйдя из губы сразу ощущаем напор ветра, втайне радуясь его попутному направлению.
Зато Диме он был точно встречным "вмордувиндом" и, несмотря на то, что в морском волнении наш Налим в сравнении с его Стингреем выглядит туристическим ковриком, брошенным в воду, мы весь день думаем о том, как он добрался Порчнихи, там разгрузился-погрузился и проехал на легковушке 50 км дальнезеленецкого тракта до нормальной дороги. В голове крутятся воспоминания, как однажды, возвращаясь вдвоем из недалекой отсюда Кекурской, в чуть более сильный западный ветер попадаем на короткую встречную волну. Заливает хорошо - вода в лодке вмиг поднимается выше щиколоток - приходится разрезать дежурную канистру с пресной водой и постоянно вычерпывать за борт. Одному в таких условиях очень тяжко. Да, о чем говорить, всякий морской человек подтвердит - с морем шутки плохи.
3. Дима. Однако отправлять нас в ... становится традицией. Есть что менять )
И потому, мы особенно благодарны Диме за то, что он подбросил нас за Рынду (от Порчнихи около 40 км), сэкономил наши силы, нервы, да и вообще, так как наш выход висел на волоске, зарядил нас уверенностью. Недостаток которой стал ощущаться сразу, как только мы оказались в море. Тут, разница у Налима в сравнении с надувной ПВХ колоссальна. Твердый алюминевый пол и положение над водой у надувной моторной ПВХ дают ощущение "земли под ногами", а мягкое дно Налима, глубокая, ниже уровня воды посадка и рядом проходящие волны, где на уровне груди, а порой и выше головы, заставляют сжиматься сердце от страха. Вдобавок, меня напрягает то, что в отличие от прошлого варианта юбки, сейчас у нас в посадочных вырезах, так называемых "очках" отсутствуют самосбросы или хотя бы замки - липучки, позволяющие оперативно покинуть байдарку в случае переворота или опрокидывания лодки. В голове постоянно крутятся варианты "выплывания" из юбки в случае непредвиденной ситуации.
4. Виталя. Перед выходом.
В-общем, не желая затягивать процесс расставания, наскоро фотографируемся (кто еще в ближайшие дни сможет это сделать?))) и направляемся в разные стороны. Волнение на море приличное для Налима, однако попутное направление волн и тяга паруса снижает острые ощущения. В голове мелькнуло - против ветра фиг пойдем - просто не сможем из-за волны...
5. Эх, вперед!
Виталя быстро освоился с парусом, я же служил ямщиком рулевым. Ветер самый что-ни на есть оптимальный, ни больше, не меньше. Больше - трепетно идти, меньше падает скорость. Сейчас она плюс-минус 5 км/ч, а если помогать веслом, доходит до 7-8 км/ч. Парус-то работает! Однако нам больше нравится лениво подгребать и разглядывать берег. Силы бережем, что-то подсказывает, что они еще пригодятся.
6. В открывашку на матрасе!
Курс складывается из нескольких составляющих. Страх поджимает нас идти ближе к берегу, желание идти быстрее заставляет срезать мелкие заливчики и бухты, и меньше заниматься лавировкой. Плюсом к этому, ближе к берегу образуется обратная волна от скал. Эта волна мало предсказуема по направлению и высоте из-за разного рельефа дна и скал, а при уходе на глубину влияние обратной волны снижается до нуля. На моторной ПВХ до нее дела нет, наш же коврик - как лайтовый спиннинг - дрожжит и чувствует всё, передавая полный спектр ощущений на пассажиров ).
Первая наша видимая цель - остров Харлов.
7. о.Харлов на зуме. Слева по курсу.
На горизонте уже вырастают его берега и мы незаметно минуем реки Золотая и Чегодаевка. Устья рек прячутся за скалами и рельефом, визуально их не видим. Идем уже пару часов, окружающее начинает потихоньку приедаться и одно из любимых развлечений в такие моменты - смотреть в карту и сравнивать ее с реальностью). В подобные походы мы печатаем сразу два комплекта карт - чтоб не разодраться для безопасности ). Тыча пальцем в причудливо изрезанную линию берега, говорю Витале - вот там то-то, а там - то. ) Изрезанный морем и ветрами берег мало похож на распечатки Генштаба. Порой на карте нарисована глубокая бухта, но глазом ее совсем не видно. Мы верим картам ) . Природа обманывает наш глаз гораздо чаще.
Харлов быстро приближается, на глазах растут палки антенн и неработающих ветряков, хотя на входе в пролив наша скорость упала и берег острова по левую руку тянется очень долго. Губа Широкая справа тоже показалась намного шире, чем на карте )). Волнение снизилось - это Харлов принимает на себя основной удар океанских волн. Между Харлов-ым и материком - группа скалистых островков. На камнях одного из них, острова Сиков накатные волны северо-западного ветра образуют эффектные брызги. Здесь заметно оживляется жизнь - стаи бакланов на камнях в брызгах наката, изредка пролетает одиночный тупик, а из воды торчат усатые мордочки тюленей.
8. о. Сиков.
9. Бакланы.
10. Бакланы умываются.
Пролив между Харловым и большой землей называется Семиостровским рейдом по одноименному названию древнего саамского становища. Летом саамы пригоняли сюда стада оленей, а на Харлове найдены рога оленей, что говорит о том, что на остров приплывали олени поисках еды и спасенья от кровососов. На острове, с северной его стороны находится брошенная морская гидрометеорологическая станция «Остров Харлов», обозначенная на карте н.п. Семиостровье. На самом деле, саамских становищ было несколько вдоль пролива. Было бы интересно поискать их остатки, но в этот раз нам не до них).
11. Тюлень харловский ).
Остров Харлов с южной сторроны и устье Харловки застроены жилыми строениями - постройками системы Восход-Харлов и бывшей погранзаставы. Погранзастава брошена, часть казарм без крыш, брошенная техника на берегу. На левом берегу по течению - сохранившийся домик с дымком из печной трубы - скорее всего там обитают охранники РПУ. Над заставой - мыс Глядень. Давно заметили, если название имеет русские корни, то явно говорящее... озеро и река "Федор Плакал" - один из лучших образцов... )
12. о. Харлов. Вид с юга. Восход-Харлов?
Время клонится к обеду - нам пора размять ноги и перекусить. Раз остров Харлов обжит военными, да еще и входит в состав кандалакшского заповедника, то увидев по правую руку песчаный пляж в устье впадения Харловки решаем избежать посещения острова и высадиться на Большой земле во время максимального прилива.
13. Устье Харловки.
Подходя к берегу наблюдаем интересное явление - метрах в 200 от устья, вода покрыта мелкими и острыми, как иглы из под воды, образованиями. Эта площадь оккупирована чайками и бакланами как семечками бутон подсолнечника. Рядом плещутся пугливые тюлени. Наверное, в этом месте пресная вода Харловки окончательно смешивается с морской соленой, предполагаю я. И, скорее всего, ошибаюсь. Это Харловка наносит песок со своих берегов во время бурного снеготаяния и образует такой подводный вал, над которым и появляется область с иглоподобной поверхностью.
Click to view
14. Видео. Чайки на отмели.
Засмотревшись на это действие не заметили как нас понесло к берегу, при этом русла устья реки мы так и не видим, зато стали видны накатные волны, которые и несут нас к берегу, непрерывно увеличивая нашу скорость. Какое-то время тормозим, наблюдая как увеличивается наша скорость. Вокруг все начинает ускоряться, мы как-будто приподнимаемся и летим - это гребни волн начинают двигать нас на берег. Скорость непрерывно растет. Меня вдруг резко обуял страх. Как мы отойдем от берега по такому накату и как вообще пристанем? Откуда ваще здесь такой накат?! Давай назад, кричу я Витале и резко разворачиваю корабель назад через правый борт... Виталя в ответ бурчит что-то нечленораздельное (наверно есть хочет)), но начинает помогать. Активно машем изо всех сил и... вылетаем назад к бакланам. Ошалелые, останавливаемся. Смотрим назад на берег - там все спокойно, никаких волн. Русла Харловки не видно...
Развернулись и в сметенных мыслях почапали дальше на восток. Впереди маячит мыс Песканец, за ним находим удобное место без наката и причаливаем.
Ух..., как же приятно размять ноги. Организм просто счастлив и рад движению.
15. Стоянка за о. Песканец.
Поднявшись на пригорок присвистываю от красоты:
16. Пляж за мысом Песканец
Какое-то необыкновенное ощущение. Суровая северная красота и вдруг песчаный берег с луговой травой. Её нежность абсолютно не сходится с суровым видом скал и камней. Только что мы шли по жесткому морю Северно-Ледовитого океана, берегам которого не дают зазря названия Могильный, Пропащий, Мертвецкий, Лихая пахта. Все вокруг казалось правильным и логичным. А тут - ласковый прибой, нежный свет низкого солнца и широкий песчаный пляж. Чувствую, что обманывают, а где - не пойму ).
17. Бали? Или Пхукет? )
Перекусив, отчаливаем. Впереди самый внешне интересный остров всего архипелага - о. Кувшин. На кувшин ни фига не похож ), больше напоминает какой-то индонезийский остров, только зелени мало:
18. Кувшин по курсу.
А погода начинает портиться - небо начинает заволакивать плотной периной - такие облака - жди непогоды. Ветер все так же бодр и мы подналегли на весла. Вот тот остров справа - Могильный говорю зачем-то Витале. Виталя замахал веслом быстрее ).
19. С восточной стороны.
Приближается о. Кувшин - он тоже входит в состав кандалакшского заповедника Говорят, есть на острове интересная расщелина со стороны моря, а мы огибаем остров со стороны большой земли и не видим ее. Судить о ее местоположении можно по гряде острова - есть на ней такая "выбоина". По мере приближения к Кувшину растет количество тупиков и тюленей и, вдруг, впереди по курсу появляется знакомый плавник. Полосатик или касатка? Самый частый вопрос при виде этого плавника. Только сейчас, чувствуя задом лишь тонкий слой дрянного ПВХ вопрос становится ребром ))). Если высокий острый - касатка наверняка, если изогнутый поменьше - или кит-малый полосатик или самка касатки. Кит не так страшен, а вот касатка - самый грозный, и самый умный хищник в море. Плавник приближается и выходит то справа, то слева. Виталя говорит - наверно, это касатка ищет свое лакомство - тюленей. Что их искать, думаю - вот два сидят ). В фантике из ПВХ ). Пшиккк, слева по курсу, метрах в 20 появляется плавник, потом спина. Мдаа... Слияние с природой... Радуйся, тебя сожрет дикая природа ))). Но вроде ничего, обошлось... плавник постепенно ушел в сторону, или сработали наши духманящие носки? )
Click to view
20. Кит(косатка) в 20 метрах от байдарки.
Тем временем, небо совсем заволокло, ветер покрепчал, к тому же мы стали выходить из-за под защиты островов и северо-западный накат настигает нас напрямик, проходя мимо островов. Нам пора искать место стоянки, пока еще есть возможность.
Как специально, берега пошли не располагающие к остановке:
21. Домик связиста-пограничника.
Такими избушками застроен весь кольский берег . Ставились они обычно на мысах, откуда можно было вести вести наблюдение за подходами к берегу. К каждой избушке проложена отдельная линия связи.
А телеграфная связь охватывала все побережье от Мурманска до Кандалакши к 1908 году! В советские времена связь была передана военным.
Губа Воятка в двух километрах справа по курсу. Та самая Воятка, про которую говорил мне капитан Катарины Константин, как удобную для стоянки и защищенную от ветров. Однако, нас смущает ее длина почти 4 километра вглубь - в сумме 8 лишних километров хода. Несмотря на усиливающийся ветер решаем идти дальше до губы Федотовка - еще 5 километров. Небо в плотном облачном мраке, становится тревожно. Вокруг все серо-стального цвета, временами накрапывает дождь. Налегли на весла в помощь ветру. Как назло после Воятки берег сплошь скалистый с высотой отвесных скал до 100 метров. Летим с приличной скоростью около 10 км/ч, а кажется, что плетемся как черепахи, ветер крепчает еще больше, начинаем чаще поглядывать назад - смотрим приближающиеся валы, чтобы вовремя предугать направление волны и предотвратить разворот. Руль в этот момент может сыграть злую шутку, чем больше он развернут в сторону от направления волны - тем сильнее разворачивает волной наш корабль. Начинаем петь хвалу нашему парусу - он тянет нас вперед, позволяя достигать такой скорости, на которой действие накрывающей нас волны ослабляется. Начинаю жалеть о том, что не остановились в Воятке. Прямо по курсу уже маячит мыс Лихая Пахта - значит мы на подходе. Последний километр до входа в бухту идем почти вплотную к отвесной стене о которую вскользь бьются волны. Жутковато чутка. Пару раз попадаем под обратную волну. Скала плавно загибается в бухту, черт! чтож так долго... казалось бы вот уже. Мы практически не разговариваем - молча налегаем на весла.
Наконец-то влетаем в губу, волна почти не ослабляется, губа не прикрыта скалами от северо-западного наката. Опускаем парус. Метров за 500 до берега становится видно какой-то большой темный предмет на побережье. Что там такое кричу Витале? Молчит. Но тут нам становится не до него - нас как и в Харловке подхватывают накатные волны и несут к берегу. Уже видно дно, а наша скорость все растет и растет. Становится страшно. И тут нас разворачивает. Волна просто бросает нас вперед, видимо мы не поймали момент и при налете очередной волны стало разворачивать и... это уже не изменить. Швырнуло и остановило. Стоим поперек волн. Кричу Витале - вылезай из юбки. Пытаюсь вылезти сам и даже не смотрю назад, некогда, жду следущего вала, который нас захлестнет и перевернет. Вал приходит, но силы в нем уже не хватает, чтобы нас перевернуть, нас еще раз кидает вперед и... мы вылетаем на безопасный участок...
22. Неплохо сегодня прошли..., а ништяки надо уничтожать.)))
Продолжение
тут