Оригинал взят у
sadalskij в
Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были. В.ЖуковскийКо дню рождения великого русского поэта, учителя А.С.Пушкина -
Василия Андреевича Жуковского
К.Брюллов. Портрет В.А.Жуковского, 1838 год.
Это знаменитый портрет.
Он был разыгран в лотерее и продан за 2 500 рублей - сумму, которую запросил помещик Энгельгардт за своего крепостного Тараса Шевченко.
Задумав сделать из талантливого поваренка Тараса придворного живописца, Энгельгардт отдал его сначала к варшавскому маляру в обучение, а потом в Петербург, к художнику Ширяеву.
Через некоторое время в Петербурге Шевченко был представлен конференц-секретарю Академии Художеств Григоровичу, поэту Жуковскому и художникам Венецианову и Брюллову, которых так потрясли работы талантливого юноши, что они немедленно решили освободить его из неволи.
Но переговоры с Энгельгардтом ни к чему не привели, попытка убедить помещика дать вольную во имя гуманности, потерпела поражение. За выкуп он запросил огромную сумму.
Это известие повергло Шевченко в состояние, близкое к самоубийству. Опасаясь за его здоровье, Жуковский срочно написал на обрывке бумаги успокоительную записку, которую Шевченко потом всю жизнь хранил, как святыню.
«Сговорившись предварительно с моим помещиком, - говорил Шевченко в своей автобиографии, - Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Вьельгорского, устроил лотерею в 2500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода, 22 апреля 1838 г.».
По освобождении Шевченко сделался, по собственным его словам, один из любимейший учеников-товарищей Брюллова.
«…В продолжение нескольких дней мой ученик был так счастлив, так прекрасен, что я не мог смотреть на него без умиления. Во все эти дни хоть он и принимался за работу, но работа ему не давалась, и он, было, положит свой рисунок в портфель, вынет из кармана отпускную, прочитает её чуть не по складам, поцелует и заплачет…»
Моя бабка умерла в 1982 году в возрасте около 90 лет. Ее хорошо помню, даже на похороны меня водили, я ехал с гробом в кузове ГАЗона. Так вот, ее родители жили при крепостном праве!!! Дикость, кажется так давно было, а я вот могу рукой дотянуться!!! Дикость. Интересно, что думает по этому поводу моя 9-ти летняя доченька!