На Голец! Проверка нового лыжного комплекта.

Nov 20, 2016 19:18

Итак свершилось! Закончились месяцы ожидания,  годы проб и ошибок, муки выбора.. Все сошлось и сложилось идеально в прошедшую субботу.
Лыжи, крепления, ботинки, камус из липучки, теперь все есть. Но этого на самом деле - так мало. Что бы случилось чудо, совершенно необходима отличная компания, а также - желание преодолеть себя.



Мы сходили на Харлахтинский Голец, и для меня получилось открытие бэккантрийного сезона.


Харлахтинский Голец - высота 1620 м, не так и много, но на лыжах это означает, что нужно набрать 1200 м от машины, оставленной на Байкальской горнолыжке. Причем значительную часть подъема набираешь на последних двух километрах, порядка 600 м набора высоты.
Вообще, место это по своему безусловно уникальное, и поэтому весьма популярное в определенных кругах. Удобное расположение, которое позволяет достаточно легко совершить мини-поход за день из Иркутска и вернуться не особо поздно вечером домой. Отличные подходы - сначала по укатанной ратраком беголыжной трассе, потом по довольно пологой долине р.Харлахта. Все это примерно 6 км от машины. Этот отрезок регулярно топчут местные любители прекрасной Хамар-Дабанской зимней природы. Здесь понравится всем, и мастерам и простым любителям неспешных прогулок. Красота, лыжня переходит с одного берега на другой несколько раз по небольшим мостикам, несколько коротких подъемных ступенек не представляют особых проблем. А спуск обратно - безопасен, падения в глубокие сугробы приносят бурю веселья всем участвующим в процессе.

Однако примерно с 6-7 км начинаются сложности. Сначала довольно приличная ступенька - крутой пупырь сразу после очередного мостика, а вскоре - очень крутой подъем в узком каньоне. Тут уже без спецсредств не обойтись. Перед каньоном все лыжники надевают камусы - кто какие. Без них подняться почти невозможно. После каньона следует еще относительно пологий участок, примерно 1 км, а вот после него - практически непрерывный очень крутой подъем до самого гребня.



Примерно за 500 м до гребня подъемная лыжня уходит левее по ходу, так положе и легче на подъеме. Спусковой кулуар, прочищенный местными любителями ски-тура - вправо по ходу, тут круто, уклон порядка 45%.
Наконец-то выбираемся на гребень, в точке 1450 м. По гребню до Гольца еще минут 25, и набор высоты 170 м, но тут гораздо положе, и после взлета на гребень здесь кажется, что почти ровно.
Перед самым гребнем лес практичсеки заканчивается, остаются отдельно стоящие невысокие елочки, но как же они мило выглядят!



К середине зимы на гольце всегда возникает здоровенный снежный наддув. На нем практически каждый год местные туристы строят иглу, в которой можно и переночевать, если навыки и снаряга есть. На вершине легкий перекус, разкамусовка и быстро поворачиваем лыжи вниз - обратно. Ветерок пробирает слегка уже уставшее тело. Если у вас не совсем подходящие для горнолыжного спуска лыжи, отсюда для вас начинается настоящий ад, и многие сильно жалеют о содеянном - на кой я сюда забрался!!!?  До сих пор была легкая приятная прогулка, а спуск - это десятки падений и выкапываний из полутора-двухметрового сугроба. К выполаживанию такие лыжники добираются нескоро и полностью обессиленные. Однако, если у вас правильные лыжи и есть кое-какая техника катания, то тут вас ждет незабываемый фановый фрирайд. Спусковой кулуар пропилен и прочищен от бревен, поэтому есть пространство для маневрирования, спускаться очень удобно.
Выкатываемся на свою лыжню, уклон становится меньше, едем по глубокой траншее. Тут весьма забавно катиться за участником в бего-лыжах. Редко кому удается избежать увода беголыжи на бровке. При этом лыжник совершает неповторимый маневр - сначала две ноги начинают соревноваться друг с другом, одна уезжает в сугроб, а вторая продолжает катиться в траншее. Хорошо, что тело лыжника тренированное и гибкое, иначе бы его легко порвало на две части. На самом деле никого не рвет, просто происходит резкий разворот и красивое падение, иногда с полным сальто через голову и обе лыжи. Мы спокойно пролетаем мимо, снисходительно поглядывая на закопанного чайника.
Еще одно испытание на спуске - каньон. Совсем недавно мы ползли в нем вверх, теперь же нужно каким-то образом переместиться вниз. Реально - страшно! Ну очень круто. Некоторые съезжают на пятой точке, это пожалуй самый безопасный вариант, но не очень эстетичный. Пробуем съехать.. получается по разному. Желательно прекратить свободное падение тела до того, как оно упадет в ручей. В общем, главное -вписаться в узкий мостик, тогда все будет хорошо..
После каньона - все просто, спуск становится совсем пологим. А после "шалаша" и первого со стороны Байкальска мостика начинается плоскотина. Все, по сути - финиш.

Теперь немного о моем новом инвентаре уже в деле.



Лыжи Fischer SBaund 112. Насечка, как и положено, работала, до каньона я обошелся без камуса. Единственное, нужно учитывать, что Sbaund 112 - уже довольно тяжелая лыжа, и поднимать повыше и закидывать ногу в крутой лесенке не так и легко... У ботинок Crispi Svartisen GTX легкий косячек - нижний стреп застегивается с заметным усилием, сэкономили 1 см, нафига??? Кое -как встегиваешь, и поначалу стреп немного давит. Однако уже через 5 минут об этом забываешь. Что-то там растягивается. 47й размер мне конечно великоват, но благодаря застежкам ботинок сидит как влитой, при этом пальцы шевелятся. Что оказалось очень важно - вчера было прохладно, а бахилы я еще не сшил. Внизу в Байке было -12 С, а наверху, думаю не менее -20. Ноги стали подмерзать. На подходе к Гольцу пальцы ног почти перестал чувствовать. Интенсивное шевеление очень помогло. Правда к концу вылазки к машине пятку на одной ноге прилично стер. Надо было заклеиваться сразу!
Камус-липучку прицепил перед каньоном и сразу начались проблемы. Крепеж камуса-липучки я приделал от настоящего камуса - широкая скоба с резинкой на носке и металлический узкий крючок на пятке. Такая схема с липучкой - плохой вариант. Нет натяжения, и камус с пятки стал слетать. В итоге на самых крутых участках, под 40% я не мог пройти напрямую, пришлось петельки три серпантинить по пухляку и тихо ругаться на тропильщиков )). Все же я забрался наверх. 4 часа от машины до гребня, и еще минут 25 до гольца. Скорость низкая конечно. Но ведь самое начало сезона и заметно более тяжелые лыжи.
А вот спуск прошел на редкость хорошо. Во-первых - лыжи!!! В них чувствуешь себя намного увереннее. Всякие кочки пробиваются на ура. Если цепляешь обочину траншеи-лыжни, никаких проблем, лыжа легко пробивает глубокий снег и возвращается на "лыжню", чего обычно не происходит в более легких и узких лыжиках. Во-вторых, довольно жесткая фиксация ботинка в 3-пиновом креплении Voile  позволяет лучше управлять лыжами. Во-третьих - довольно плотный пухляк и низкая температура, плюс насечка - все это не способствовало хорошему скольжению, не разносило и было вообще - легко!

Немного скучных цифр. Лыжи с креплениями - 1683 гр, ботинки (47-й размер!) 1200 гр.
Расстояние от машины до гольца около 10 км. Наибольший уклон на подъеме 37%, на спуске 45%. Общее время на подъем-спуск 6-7 часов. Можно 8, а вот дольше - не желательно.

В Страве -

Все фото - Александра Асмаковца и Алексея Колганова

лыжи, телемарк, backcountry, лыжный туризм

Previous post Next post
Up