Про лыжный фирн

Apr 07, 2016 08:46


Фирн - зернистый снег, продукт изменения от продолжительного действия
солнечных лучей снега, покрывающего горные  вершины.  Фирн отличается  от
снега меньшим блеском и большею плотностью, отдельные зерна  фирна  тусклы,
округлы, равномерной величины, под микроскопом  представляют  прозрачный
лед с многочисленными, но незначительной  величины  пузырьками  воздуха.
Под влиянием последовательного таяния и смерзания зерна фирна цементируются
замерзающей в промежутках водой и фирн превращается в еще  более  плотный,
белый, богатый  воздушными  пузырьками,  неяснозернистый  фирновый  лед,
постепенно переходящий при дальнейшем уплотнении  в  голубой  прозрачный
ледниковый лед.
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Апрель - особый месяц для любителей катания на беговых лыжах. В нашем замечательном краю есть два огромных водоема - озеро Байкал и Иркутское водохранилище. В конце марта-начале апреля поверхность льда  под воздействием солнца претерпевает изменения. Сначала почти полуметровый слой снега тает и уплотняется, затем превращается в снежно-ледовую кашу, и наконец превращается в фирн - довольно тонкую, 1-2 см ледовую корочку, жесткую по утрам, и подтаявшую до состоянии каши вечером. При этом  поверхность необычайно катучая, по ней на коньковых лыжах только совсем ленивый не покатится легко и очень быстро.
Вот, например -




Даже совсем чайники, впервые вышедшие на фирн, уже через полчаса довольно свободно едут коньковым ходом. А более продвинутые запросто уезжают км на 20 от Иркутской ГЭС в сторону Байкала, и затем возвращаются тем же путем, и все это буквально за пару часов!  Про спортсменов вообще молчу. Их любимый маршрут Листвянка-Слюдянка (либо наоборот, зависит от направления ветра) по Байкалу, 80 км проходится на  одном дыхании, конечно если состояние поверхности соответствует и нет сильного встречного ветра.
Но это все в общем и целом. А конкретно в этом сезоне фирновый сезон на самом пике - уже в конце марта условия были вполне приемлемыми, а сейчас,  в начале апреля -  практически идеальные.
Пару дней назад мы вечерком после работы вдвоем с Юрой решили прокатиться от Управления ГЭС, или залива Якоби. Катило здорово!  Я  сильно не упирался, старался следить за техникой конькового хода, у меня  с этим  серьезные проблемы. Проехали Мельничную Падь, Грудинино и  докатились до "памятника" на мысу перед Колеем. Это 13.5 км. Получилось за 50 минут с парой остановок. Тут же развернулись и покатились обратно - дул совсем легкий встречный ветерок. На Якоби-бич прибыли ровно через 45 минут, итого 1-35 "грязного" времени на все! Средняя скорость выше 18 км/час, так я еще не катался ни разу!  При этом практически не  устал -  вот что значит фирн. Но этого счастья осталось ненадолго, процесс таяния идет интенсивно, и его можно наблюдать здесь - http://eostation.irk.ru/data/firecal.html?rid=bpt&srid=irk_bpt&month=201604  .  Река уже вот вот достигнет входа в Курминский залив. Возможно ближайшие выходные будут завершением фирнового сезона.
Немного про изменения, которые происходят со льдом и как это выглядит.
1. Сначала на толстом монолитном льду лежит слой снега. Снег начинает таять, слой его становится все тоньше и наступает момент,  когда снега уже нет - лед при этом темнеет. Этот темный лед абсолютно безопасен - он монолитный и очень прочный. На нем могут быть лужи в жаркий день, это неопасно, а просто мокро и слегка неприятно.
2. Далее лед периодически становится то светлее, то темнее - фирновый слой может превратиться в почти чистый лед например после дождя. Этот период обычно на водохранилище длится пару недель (бывают годы, когда меньше). Воды на поверхности нет, но к концу дня обычно появляется мокрая каша. На закате солнца эта каша моментально становится сухой ледяной коркой -  идеальной для скольжения. Канты не срываются при толчке, а скорость - бешеная.
3. Лед резко светлеет, становится игольчатым, или губчатым. Вода с его поверхности полностью уходит внутрь.  Это уже серьезный предвестник окончания сезона. В холодный день можно кататься по такому, а так же вдоль берега - совсем близко к нему. Эта стадия длится как правило совсем недолго, может буквально 1-2 дня, либо чуть дольше, если стоит прохладная погода.
4. Лед резко темнеет,  местами появляются дырки - промоины. Это вода проникает через игольчатый лед наверх, он промокает полностью, на всю толщину. И хотя она может составлять еще см 30-40, этот лед уже крайне опасен, выходить на него нельзя! Это потемнение льда может произойти очень быстро, за несколько часов. Нередко бывает так - утром выкатываешься на белый, сухой губчатый фирн, а в обед он вдруг темнеет под жарким апрельским солнцем, и обратный путь становится весьма опасным и экстремальным.
Еще нужно учесть,  что водохранилище -  это в какой-то степени река, с очень медленным течением. Следствием этого становится то, что у правого берега водохранилища, а он пологий и с сильно выступающими мысами, лед течением подмывается намного раньше, чем вдоль высокого, местами даже обрывистого левого берега.  Поэтому вдоль правого берега я катаюсь только в самом начале сезона.
На Байкале опасными местами являются участки под высокими скалами, обращенными к солнцу. Тепло от нагретых скал разрушает лед намного раньше, чем вдали от берега.  Поэтому, если вы попали в неприятную ситуацию, когда лед у берега внезапно потемнел и промок, бегите прочь -  в море, и ищите выход на берег, где он пологий, а цвет льда  однородный и светлый.
В целом,  я бы рекомендовал всегда выбирать участки однородного цвета, все что резко отличается -  объезжайте стороной. И с точки зрения безопасности всегда лучше кататься в первой половине дня,  чем во второй.

Небольшое дополнение. В воскресенье, 17 апреля откатали и закрыли сезон на водохранилище. Все было отлично, свежее видео -   выше. А назавтра, в понедельник весь лед буквально посинел, пропитался водой.  Вот так все быстро!

фирн, беговые лыжи

Previous post Next post
Up