В самом центре древнего Смоленска, на пересечении улиц Пржевальского и Коненкова, внимание привлекает одна из достопримечательностей города, относящаяся к петровской эпохе, - собор Вознесенского женского монастыря, в помещении которого сейчас расположен Выставочный зал Смоленского музея-заповедника.
Монастырь на этом месте существовал еще с 1515 года (он был основан по велению московского князя Василия III), но до конца XVII века все его постройки были деревянными.
В эпоху польского владычества (1611 - 1654 гг.) в нем находился иезуитский кляштор, а после окончательного возвращения Смоленска в состав Московского государства монастырь снова стал православным. Сюда в 1665 году были переведены старицы из Оршанской Кутеинской обители.
После заключения Андрусовского мира 1667 года в Смоленск из Москвы был переведен стрелецкий полковник Кирилла Полуэктович Нарышкин, дед Петра I по материнской линии. Может быть, поэтому и возникла легенда, что будущая мать Петра, Наталья Кирилловна Нарышкина, училась грамоте здесь, в смоленском женском Вознесенском монастыре.
По свидетельству очевидцев, стрелецкий начальник Федор Шакловитый, ненавидевший овдовевшую царицу, как-то раз обмолвился в разговоре с царевной Софьей, падчерицей Натальи Кирилловны: «Известно тебе, государыня, каков ее род и как в Смоленске в лаптях ходила!».
Как бы то ни было, но Петр I действительно оказывал особое внимание смоленскому Вознесенскому монастырю в первые годы своего правления. Здесь долгие годы как реликвия хранились Евангелие, опечатанное в Москве в 1688 году, крест и потир с вкладными подписями от Иоанна и Петра Алексеевичей.
А в мае 1693 года по особому указу этих государей в Смоленск приехал московский зодчий Осип Старцев, которому были даны образец и чертеж для возведения каменного монастырского собора.
Думаю, будет уместно привести здесь до сих пор бытующую в Смоленске легенду о непростых взаимоотношениях Петра со стрельцами, неоднократно поднимавшими против него бунты.
В августе 1698 года, возвращаясь в Москву из своей большой европейской поездки, вошедшей в историю как «Великое посольство», чтобы наказать мятежных стрельцов, Петр на несколько дней задержался в Смоленске, намереваясь и здесь учинить расправу над заговорщиками. По его приказу должны были казнить каждого десятого стрельца, а остальных нещадно высечь. На главной городской площади - Верхне-Сенной уже было устроено лобное место, ждали только когда ординарец Петра, Измайлов, взмахнет белым платком…
Но тут к Петру, остановившемуся недалеко от Вознесенского монастыря, в государевом дворце, явилась игуменья этой обители Марфа Рыдванская. Бросившись в ноги царю, она умоляла его пощадить стрельцов. Говорят, что игуменья сумела поселить мир в душе государя, и тот объявил через своего ординарца, что Бог и царь даруют стрельцам прощение.
Вот так и не состоялось в Смоленске «Утро стрелецкой казни».
Однако, увы, эта легенда не имеет под собой исторических оснований. Петр I действительно много раз бывал в Смоленске, особенно в начальный период Северной войны. Отсюда царь руководил строительством пограничных укреплений, которые, по его замыслу, должны были преградить путь войскам шведского короля Карла XII. Но вот история с помилованием стрельцов в августе 1698 года является не более чем легендой.
Впрочем, вернемся к истории Вознесенского монастыря.
Строительство собора было закончено в 1700 году.
В облике этого храма, как в зеркале, отразились эстетические вкусы нового, петровского времени: соборная церковь, гладь стен которой украшена лишь восьмигранными окнами, строга, почти лишена декора и в то же время импозантна.
Ансамбль Вознесенского монастыря сегодня дополняют Екатерининская придельная церковь - памятник раннего классицизма (1787 г.):
и надвратная церковь Ахтырской Божьей Матери (1830 г., архитектор Альшевский), ее фасад, цоколь которого оформлен широким рустом, выходит на улицу Козлова (бывшую Малую Вознесенскую).
Кстати, мне очень понравилось в Смоленске то, что сохраняя советские названия улиц исторического центра города, практически на каждой из них указывается их прежнее название. Думается, это очень правильное решение, намного лучшее, нежели повальная страсть к переименованиям (или возвращению прежних названий, что далеко не всегда оправдано).
Напротив Вознесенской соборной церкви, через дорогу, установлен небольшой памятник - это бронзовый бюст уроженца смоленской земли скульптора С. Т. Коненкова:
Этот бюст является копией с мраморного автопортрета художника, который хранится в Третьяковской галерее. Интересно, что точно такой же памятник имеется и в Москве, в Бибирево, в начале улицы, носящей имя знаменитого скульптора.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Продолжение «Заметок о Смоленске» следует…