Находясь на самой вершине своей славы, самый знаменитый из всех султанов Османской империи, Сулейман Кануни (более известный в Европе как Сулейман Великолепный), перед которым дрожали от страха и Рим, и Вена, и Мадрид, и никто в западном мире не сомневался, что именно он - четвертый из султанов после завоевания османами Константинополя и десятый по счету среди всех султанов вообще - является самым настоящим наследником Римской империи, а вовсе не его главный соперник, постоянно терпящий от него поражения Карл V Габсбург, решил увековечить себя в истории не только военными победами.
Для этого он поручил самому выдающемуся из всех османских архитекторов - Мимару Синану разработать проект мечети, которая затмила бы своим великолепием древнюю Айя-Софию и построить ее в как можно более короткие сроки.
Строительство мечети на высоком холме над Золотым Рогом началось в год 30-летия правления Сулеймана, т. е. в 1550 году. Нет никакого сомнения в том, что великий Мимар Синан, проектируя мечеть, получившую, разумеется, имя своего заказчика - Сулеймание, взял за образец именно Айя-Софию.
Это видно по всему, и особенно при первом же взгляде на купол мечети. Тем не менее, сооружение, построенное Синаном к 1557 году, получилось более чем великолепным и достойным славы самого великого из османских султанов.
Я знаю, что многие отдают предпочтение другой из главных стамбульских мечетей - Султанахмет, считая ее более изящной и красивой.
Но я бы напомнил, что мечеть Султанахмет (она же Голубая мечеть) была построена спустя полвека после Сулеймание, да и к тому же учеником Мимара Синана - Седефкаром Мехмедом Агой, который опирался на опыт своего великого предшественника.
Впрочем, данная часть моих заметок посвящена не сравнению двух самых великолепных мечетей Стамбула, а несколько иной теме. Тем более, и о Сулеймание, и о Султанахмет я уже писал ранее (если интересно, то вот ссылки:
http://sergeyurich.livejournal.com/853395.html; http://sergeyurich.livejournal.com/848789.html ).
Если вы страдаете танатофобией, то лучше вам не читать эту заметку дальше, хотя там и нет ничего устрашающего.
В общем, я предупредил!
Через год после окончания строительства Сулеймание (в 1558 году) скончалась любимая супруга султана Сулеймана - хасеки Хюррем-султан (более известная благодаря европейской литературе и современному кинематографу как Роксолана).
Безутешный Сулейман повелел Мимару Синану построить для нее тюрбе (гробницу) справа от главного входа в мечеть, что и было тем исполнено.
Сулейман пережил свою любимую хасеки не так уж и надолго - на 8 лет (он скончался в 1566 году о время одного из своих военных походов). Еще при его жизни Мимар Синан приступил к сооружению тюрбе для самого султана, которая располагалась рядом с гробницей Хюррем, но несколько превосходила ее по размерам (что совершенно естественно для исламских традиций).
Когда входишь в эти гробницы, тебя посещает то же самое чувство непосредственного прикосновения к истории, как и при посещении Архангельского собора московского Кремля. Я думаю, что те, кому история небезразлична, понимают, что я имею в виду.
Кроме Сулеймана и Хюррем в их тюрбе захоронены и другие их кровные родственники, например, их единственная дочь Михримах-сутлан.
Мне даже трудно выразить то чувство, когда ты сам видишь эти гробницы. Столько читал об этих людях, столько знаешь про их полную самых невероятных перипетий жизнь, и вот ты воочию можешь не только увидеть место их последнего пристанища, но и даже прикоснуться к этим саркофагам.
Разумеется, при входе в тюрбе, как и при посещении мечети, нужно снять обувь, а женщинам облачиться в подобающие одеяния (фотографировать, как видите, разрешено, только без вспышки).
На территории кладбища, окружающего тюрбе Сулеймана и Хюррем, тоже интересно побродить. Оно небольшое, что и понятно: ведь в этом месте простых людей не хоронили, а сама территория весьма ограничена в размерах. Конечно, было бы интересно узнать подробно о тех, кто здесь похоронен, но большинство памятников либо вообще не имеют никаких надписей, либо они выполнены арабской вязью, в которой я, увы, ничего не понимаю.
Но иногда можно догадаться о социальном статусе некоторых покойников.
Так, например, под этим памятником, судя по якорю, явно похоронен какой-то знаменитый флотоводец:
А здесь, видимо, любящий муж похоронил свою обожаемую супругу:
Ну а это никак не иначе как какой-нибудь капудан-паша (т. е. адмирал) османского флота, не просто же так на его памятнике изображены глобус и секстант:
Вход на кладбище:
Имейте в виду, что посещение этого кладбища (как и тюрбе Сулеймана и Хюррем) возможно лишь до 16.30. Вход, разумеется, бесплатный.
Думаю, что даже тем, кто ранее не интересовался историей Османской империи, это должно быть интересно. Так, например, наш друг Владимир Д`Ар (
vladimirdar), который до этого, по его собственному признанию, был совершенно равнодушен и исламской культуре и истории, фотоаппарата из рук вообще не выпускал, а теперь делает интереснейшие репортажи из Стамбула (кстати, очень рекомендую!).
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.
Продолжение следует…