Иосиф Прекрасный был сыном патриарха Иакова и Рахили. Его многочисленные старшие братья являлись сводными (кроме младшего брата - Вениамина), будучи сыновьями Лии или служанок.
Обстоятельства его насыщенной романтическими приключениями жизни постоянно изображались в христианской искусстве, начиная с VI века. Средневековая Церковь толковала эпизоды жизни Иосифа как прообразы эпизодов жизни Христа, именно поэтому он получил такое важное место в христианском искусстве.
Можно выделить пять основных сюжетов истории Иосифа:
- Продажа Иосифа в рабство его братьями;
- Иосиф и жена Потифара;
- Иосиф - истолкователь снов;
- Иосиф и его семья в Египте;
- Иаков, благословляющий сыновей Иосифа - Ефрема и Манассию.
"Святой праотец Иосиф"
(русская икона)
Продажа Иосифа в рабство его братьями (Быт., 37).
Братья Иосифа ненавидели его потому, что, пока они работали в поле, он оставался дома, наслаждаясь привилегиями любимчика отца. Хотя, вообще-то, в древнем кочевом обществе это было обычной практикой: на младшем из сыновей лежала забота о престарелых родителях, поэтому он оставался дома, в то время как старшие сыновья уходили далеко в поля пасти скот.
Иосиф обладал даром толкования снов. Однажды ему приснилось, что снопы зерна собранные его братьями, поклоняются его снопу и что солнце, луна и звезды подчиняются ему. Очевидное толкование этого сна только добавило братьям ненависти, и они решили избавиться от Иосифа. Когда однажды он пришел к братьям в поле, они сорвали с него одежду и бросили его в ров. Однако они не посмели его убить и вместо этого продали за 20 сребреников проходившим мимо купцам-измаильтянам (то есть, потомкам сына Авраама и Агари, предкам арабов), которые увели его в Египет.
Братья вымазали одежды Иосифа кровью козла и отнесли их отцу. "Это одежда сына моего, - сказал Иаков, - хищный зверь съел его".
В искусстве ров, в который был брошен Иосиф, изображается, как правило, в виде каменного резервуара, колодца или просто скалистой расщелины в земле. Сбрасывание Иосифа в ров и поднимание его оттуда в христианской теологии трактовалось как прообраз положения в гроб и Воскресения Христа.
"Продажа Иосифа братьями"
(Иоганн Фридрих Овербек)
"Дети Иакова продают своего брата Иосифа"
(К. Д. Флавицкий)
"Братья продают Иосифа"
(фрагмент фрески в Каса Бартольди в Риме)
"Иаков оплакивает Иосифа"
(там же)
"Окровавленная одежда Иосифа, принесенная Иакову"
(Диего Веласкес)
Иосиф и жена Потифара (Быт., 39: 7 - 20).
Начальник телохранителей египетского фараона Потифар купил Иосифа у купцов-измаильтян и сделал его управляющим в своем доме. "И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: "Спи со мною". Он отверг ее домогательства, несмотря на всю ее настойчивость.
Однажды, когда они были одни, госпожа сорвала с Иосифа его одежду, умоляя, чтобы он лег с ней. Иосиф вырвался столь стремительно, что его одежды остались у нее в руках. Когда пришел Потифар, она отомстила за свое унижение, обвинив Иосифа в том, что он пытался овладеть ею, и использовала его одежды в качестве доказательства. Иосиф был немедленно брошен в темницу.
"Иосиф и жена Потифара"
(Г. Рени)
"Иосиф и жена Потифара"
(Жан-Батист Натье)
"Иосиф и жена Потифара"
(Якопо Тинторетто)
"Иосиф, обличаемый женой Потифара"
(Рембрандт)
"Иосиф и жена Потифара"
(Карло Чиньяни)
"Жена Потифара"
(Эскиз костюма в балету "Легенда об Иосифе" Леона Бакста)
Иосиф - истолкователь снов (Быт., 40; 41: 1 - 45).
Будучи в тюрьме, Иосиф приобрел репутацию толкователя снов фараоновского виночерпия и хлебодара. Два года спустя, когда предсказания Иосифа сбылись: виночерпий был восстановлен в своей должности, а хлебодар - казнен, фараон сам озаботился по поводу своих снов, и виночерпий, вспомнив об Иосифе, все еще томившемся в тюрьме, порекомендовал его фараону.
Сны фараона о семи тощих коровах, пожирающих семерых тучных, и семи иссушенных колосьях, пожирающих семь полных, предсказывали, согласно толкованию Иосифа, семь урожайных лет, за которыми последуют семь лет голода.
Иосиф был поставлен главным управителем фараона и приказал наполнить закрома в течение семи урожайных лет. Когда же наступили годы неурожаев, египтяне благодаря Иосифу были спасены от голодной смерти.
В знак признательности "снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: преклоняйтесь!"
Сюжет со спасением египтян от голода в христианской теологии считался прообразом насыщения Христом множества людей пятью рыбами и пятью хлебами.
"Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хледодару"
(А. А. Иванов)
"Иосиф толкует сны фараона"
(Петер Йозеф фон Корнелиус)
"Иосиф, надзиратель зернохранилищ фараона"
(Лоуренс Альма-Тадема)
"Иосиф в палатах фараона"
(Якопо Амигони)
"Триумф Иосифа"
(гравюра)
Иосиф и его семья в Египте (Быт., 42 - 47).
Голод наступил и в Ханаане, поэтому Иаков послал своих сыновей, за исключением самого младшего - родного брата Иосифа - Вениамина, в Египет купить хлеба. Иосиф узнал своих братьев, но не открылся им. Он взял одного из братьев в заложники, требуя, чтобы они привели к нему Вениамина.
Они исполнили это требование, но когда отправились в обратный путь с мешками, наполненными хлебом, Иосиф тайком вложил в один из мешков золотую чашу. Затем он отправил своих слуг вдогонку, чтобы схватить братьев и обвинить их в краже. Братья были приведены к Иосифу, но тот, не имеющий больше сил притворяться, открылся им и простил их прошлый злой поступок.
"Братья Иосифа находят чашу"
(А. А. Иванов)
"Иосиф, узнанный его братьями"
(Петер Йозеф фон Корнелиус)
Впоследствии и отец Иосифа Иаков отправился в Египет, где был представлен своим любимым сыном фараону.
Иногда чаша Иосифа ассоциируется со священным Граалем - чашей Причастия Тайной Вечери Христа и той чашей, в которую была собрана кровь Христа при Его Распятии.
"Иосиф в Египте"
(Якопо Понторно)
Иаков, благословляющий сыновей Иосифа - Ефрема и Манассию (Быт., 48).
Когда Иаков был близок к смерти, Иосиф привел к его постели двух своих сыновей: старшего - Манассию и младшего - Ефрема, чтобы дед благословил их. Манассию Иосиф держал левой рукой, а Ефрема - правой, чтобы Иаков положил свою правую руку на голову старшего внука, а левую - младшего. Однако Иаков скрестил свои руки так, чтобы благословить их противоположно, и отверг попытку Иосифа положить руки наоборот. Так Иаков предсказал, что младший сын Иосифа будет иметь большее значение: "от семени его произойдет многочисленный народ".
Средневековые теологи усматривали в этом сюжете символ христианской Церкви, превзошедшей иудаизм, поскольку Ефрем олицетворял язычников, впоследствии принявших христианство, а Манассия - иудеев. А перекрещенные руки Иакова воспринималось как прообраз креста Христова.
Этот символизм нашел свое продолжение в искусстве Ренессанса. Так, например, перекрещенные руки присутствуют в декоре церкви Санта Кроче (Святого Креста) во Флоренции. Впрочем, часто Исаак в этом сюжете изображается и с неперекрещенными руками.
"Благословление Иаковом Ефрема и Манассии"
(Бенджамин Уэст)
"Благословление Иакова"
(Рембрандт)
"Иаков благословляет сыновей Иосифа"
(Викторс Ян)
На этом я заканчиваю рассмотрение библейских сюжетов Книги Бытия.
Следующая, восьмая часть будет посвящена истории Моисея, а это уже другие книги Библии: Исход, Числа и Второзаконие.
Таким образом...
Продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.