Есть в Карелии такое место - Заонежье (земля за Онегой), включает оно в с себя собственно Заонежский полуостров , Кижские шхеры и северо-восточный берег Онежского озера до Чёлмужей. Удивительный по красоте и культурному наследию регион - до сих пор на своих исторических местах стоят более 300 памятников архитектуры и истории. Во времена досюльные жили здесь саамы, карелы и вепсы, но с 13 века началось постепенное заселение земель выходцами из Псковско - Новгородских земель.
В 1478 году, после многовековой войны, все эти земли, как часть Новгородской республики, вошли в состав Русского централизованного государства. Но переселение русских и ассимиляция ими местного населения продолжалась ещё очень долго, пока русские не стали здесь большинством, создав своеобразную этническую группу "заонежан" со своей особой материальной и духовной культурой.
Деревня Вороний Остров находится на юго-восточном берегу полуострова, на начало 20 века стояло здесь 29 крестьянских дворов и жило 168 человек. Несколько старых домов сохранилось до наших дней, но интересна деревня эта тем, что в ней расположены аж три часовни.
Самая крупная - Усекновения Главы Иоанна Предтечи ( примерно 1860 год ) стоит внутри жилой застройки, на повороте дороги и в вершине створа небольшого залива. Часовня проста по своему плану- перекрытые общей двускатной крышей почти квадратная молельня и небольшого размера сени. Самое примечательной в ней это непропорционально крупная колокольня и непривычные для русского деревянного зодчества спаренные окна с полуциркулярными завершениями.
Фотографии:
Два остальных храма расположены на небольшом островке Вороньем, который находится в непосредственной близости от берега - там стоит Иоанн Предтеча (1750-1770 гг.) и крошечная часовенка "над крестом".
Часовни не таких уж и особо интересных форм, но вот содержание одной из них прелюбопытное!!!
По преданию, в начале 19 века по воде к острову сам приплыл каменный крест, в месте том был возведён деревянный футляр, в котором сей крест и покоится до сих пор. По данным археологии, в Карелии найдено три подобных креста и есть предположение, что вырублены они и привезены из самого Новгорода, но критики допускают, что материал возможно был и местный - известняковые выходы разрабатывались на острове Северный Олений.
На данном кресте полихромной живописью изображено распятие. Рисунок обтёрся, но хорошо виден. То что местная святыня сделана из камня, позволило ей сохраниться и не исчезнуть на развалах антикваров - видать не заинтересовала "ценителей" старины.
Но чем было вызвано появление в обычной деревне трёх часовен, да ещё двух из них на острове?
Дело в том что тут проходили не только торговые пути, но и торная дорога паломников к северным монастырям - Соловкам, Палеостровскому, Выгорецкой киновии, Кийостровскому и другим. Места эти в течении столетий были не только местом проживания старообрядцев, но и главным центром раскольников на Руси.
А с чего всё началось?
Это довольно интересная история:
В середине 17 века патриарху Никону почему то втемяшилось в голову, что книги церковные, по которым столетия велись службы в храмах, нужно переписать и исправить, а так же внести некоторые изменения в проведение служб, иконопись и архитектуру.... Казалось бы, рутинная ерунда, а оказалось не ерунда!
Время то было неспокойное - мусульмане захватили Иерусалим и Константинополь, а тамошние церковные иерархи нашли спасение в далёком и неведомом Российском царстве. Страна наша переняла Православие византийского образа, признавала главенство Константинополя, но вот развивалась у нас Церковь автономно и наособицу. Поэтому когда эти преосвященные беженцы увидели службы в русских церквях, они конечно ошалели, о чём сразу же сообщили и патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу Тишайшему. Они предложили помощь и советы при правильном переводе священных книг, по организации религиозной жизни.
Алексей Кившенко. "Церковный собор 1654 года"
(патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты), 1880 г.:
Никон на эти разговоры повёлся, что в последующем привело к огромному количеству смертей и человеческих страданий. Но решение его было вызвано не желанием сбросить с себя дух провинциальности, а исходя из выгод государственных и честолюбивых. Именно тогда возникла идея "Москва - третий Рим", но в данном случае "Рим" это не конкретный топоним, а самый что на на есть "центр мира". До этого Римов было два - собственно итальянский и Константинополь (Византия), но Византия с Грецией в тот момент была разгромлена турками и единственным оплотом Православия оставалась Москва. Для того, что бы вокруг неё объединить всех христиан мира, в первую очередь нужно было стать для них авторитетом, но вот эта сермяжная особенность русской Церкви и была главным препятствием сему!
Неизвестно желал ли Никон стать вселенским патриархом, но взялся он за дело засучив рукава. Казалось бы не кардинальные и даже мелочные изменения натолкнулись на категорическое неприятие паствы и у тех сразу же появились вожди. Самым известным из них был личный друг, земляк (родились в соседних деревнях) и соратник по кружку "ревнителей благочиния" Аввакум Петров.
Будучи протопопом (высший сан "белого духовенства" - приходских священников; существовала такая должность с 16 по 19 век), он имел огромный авторитет и власть над умами именно проповедников, батюшек, которые несли слово божие в свою паству, принял категорическую позицию по неприятию всех реформ своего вчерашнего друга.
Патриарх же, номинально имея большую власть, управлял скорее духовенством "чёрным" - монахами. Тем не менее реформы претворялись в жизнь - священные тексты приводились к каноническому образцу, двуперстие заменили на троеперстие, иначе стали петь "алилуйю" и многое другое. Вносились изменения в архитектуру (запрет на строительство одноглавых шатровых храмов), ломались повсеместно стены между собственно церковью и трапезной, которая до Никона использовалась совсем для иных дел - было общественным местом типа клуба, приёмной, местом для пития общинного пива и тому подобного. Объединив в одно помещение, патриарх прекратил все эти безобразия - под образами в пьяном кураже вырывать бороду ближнему своему как-то неловко.
Но время шло и всесильный патриарх попал в опалу к Алексею Михайловичу.
Вероятно Никон (в миру Никита Минич Минин) имел невероятной силы харизму - вся его жизнь это фантастический взлёт из самых низов к вершинам власти: в молодости убежав из Анзерского скита (Соловки) он поставил свою келью недалеко от Кожеозёрского монастыря, но когда умер архимадрит, братия почему-то именно новичка выбрала новым, а стоило новоявленному архимадриту уехать в Москву для выпрашивания льгот для обители, как его заметил юный царь и от себя уже не отпустил. Через несколько лет Никон уже митрополит Новгородский, ещё через несколько - патриарх вся Руси.
Вот тут он развернулся по полной: став "собинным другом" Алексея Михайловича, начал самолично управлять государством - вести войны, заведовать казной, принимать послов.... Дошло до того, что в своих грамотах он начал величать себя государём, ибо ставил божественную власть выше монаршей. Взлёт был невероятный, но тот, кто высоко поднимается - и глубоко падает.
Никон взял слишком много на себя и попал таки в царскую немилость и это в момент когда идея третьего Рима начала воплощаться на глазах! Значение России среди православных всего мира становилось всё выше и выше, сюда массово переезжали изгнанные из своих земель патриархи и митрополиты, и пусть от паствы их остались рожки да ножки, в церковном мире авторитет их был очень высок. А тут ещё приближался 1666 год, про который мистически пророчили, что именно тогда наступит Конец света и свершится наконец Второе пришествие Христа.
Иверский Валдайский монастырь, основанный Никоном:
В приближение этой даты Никон решился на невероятное - создать под Москвой комплекс святых мест Палестины.
Так в 1656 году был основан Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Согнанные со всех окрест крестьяне начали изменять ландшафт - насыпать горы, изменять русла рек, для уподобления скупым пейзажам Палестины был вырублен и выкорчеван весь лес. Реку Истру переименовали в Иордан, появились горы Сион, Елеонская, Фавор. По образцу Храма Гроба Господня был построен огромный Вознесенский собор.
Что творилось в голове у Никона понять невозможно - то ли он так давал знак, что Русь согласна стать центром христиан всего мира, то ли буквально подготавливал место для пришествия Христа? Второе вполне возможно - после разделения в 1054 году единой церкви на католиков и православных, последние считали католиков еретиками и схизматиками, примерно как мы сейчас смотрим на баптистов. Иерусалим был под пятой мусульман, в Константинополе хозяйничали турки, и если и могло где случиться второе пришествие Христа, то только в России.
И все эти планы в миг рухнули: в 1666 - 1667 годах Большой Московский Собор собранный по повелению царя Алексея низложил Никона! Судили его приглашённые и пришлые патриархи - Паисий (Александрийский), Макарий Третий (Антиохиский), представители Вселенского и Иерусалимского патриархов. Претензий было предъявлено несколько десятков - тут и "великие на царя хулы" и непристойные сану поступки и даже обвинение в том, что он "два года отца своего духовного немилостливо бил и ему наносил язвы".
Сергей Милорадович. "Суд над патриархом Никоном" (1885 г.):
Много на Никона повесили собак, но вот в чём его нельзя было обвинить, так это в преследовании раскольников - никаких физических методов он не применял, действовал лишь уговорами и наложением епитимей. А вот те кто низложил его, как раз и приравняли раскольников к уголовным преступникам и понеслось - сжигали их, языки резали, ноздри рвали, на каторгу ссылали...
Григорий Мясоедов "Сожжение протопопа Аввакума" (1897 г.):
Именно на Большом Московском Соборе расследовали деятельность Аввакума, Лазаря, Епифания и Феодора, где признали их мятежниками против святой церкви и предали анафеме. А так же подвергли ссылкам и заключениям, а впоследствии и казням. Вот и получилось, что с этого Собора и Никона, и противников идей его, увезли в кандалах и бросили в темницы. Вот ведь бывают же такие превратности судьбы!
Но народный протест это не уняло, а наоборот подстегнуло - первым взбунтовался Соловецкий монастырь.
Вооружённый протест вылился в "Соловецкое сидение" - восьмилетнюю (1668 - 1676 годы) осаду стрельцами под управлением воеводы Ивана Мещиринова стен монастыря. Осада имела периоды то активных сражений то вялого выжидания. Ни на какие уговоры бунтовщики не шли и борьба эта приобрела героический оттенок у сторонников старого благочестия.
16 января 1676 года после предательства монаха Феоктиста, который показал тайный путь и раскрыл тайны охраны стен, в монастырь ворвались 50 стрельцов и открыли ворота. Есть предположение, что Феоктист этот не такой уж был и гад, а поддался на обещания Мещиринова, что никаких преследований бунтовщиков не будет, а сдача монастыря лишь успокоит ситуацию. Как бы то ни было, после свершившегося штурма начались казни - монахов сжигали, четвертовали, топили в прорубях, подвешивали на крюках за рёбра, морозили на льду до смерти. Из пятисот защитников крепости жизнь оставили лишь четырнадцати.
Воевода Мещиринов подавляет Соловецкое восстание
(лубок XIX века):
Следующим полыхнул (в буквальном смысле слова) Палеостровский монастырь (от деревни Вороний Остров до него всего четыре десятка км) - 4 марта 1687 года старообрядцы захватили его. Бунтовщики разослали гонцов в окрестные деревни ко всем ревнителям древлеправославия с призывом поддержать восстание, всего, по приблизительным прикидкам, туда перебралось более 2000 человек.
На подавление волнений был выслан отряд солдат из Олонца, но получил вооружённое сопротивление и отошёл. Тогда на подмогу ему пришло подкрепление из Новгорода, и совместно они начали штурм. Чтобы не сдаться, старообрядцы заперлись в храмах и подожгли себя. Считается что в том пожаре погибло 2700 человек, цифра кажется завышенной, но монастырь был крупный - только храмов было 4. Вот так в огне приняли мучительную смерть, что бы не пойти на соглашательство с новыми церковными властями почти 3000 мужчин, женщин, детей и стариков.
Весь ужас ситуации в том, что год спустя история повторилась - и захват и попытка разогнать бунтовщиков и второе самосожжение на том же месте - на этот раз 500 человек. Конечно, времена были глухие и многое воспринимается как легенды, но безусловно Палей-остров является местом, в котором совершено самое крупное самовольное самоубийство в мире.
Палеостровкий монастырь в наше время:
В 1694 году опять же недалеко совсем - по течению реки Выг был создан крупнейший старообрядческий центр беспоповского Поморского согласия. Постепенно эта киновия превратилась в общность многих скитов и обителей, объединяющей идеей которых было полное неприятие церковных реформ. Просуществовали эти обители, вызывая немалую головную боль у властей светских и религиозных, до 1837 года и к тому времени там раскольниками был создан крупный промышленный центр, в котором занимались выплавкой меди, иконописью, производством кож, керамики, кирпичей, досок, смолы и дёгтя.
По указу Николая Первого делегация опечатала все храмы и отныне разрешено было там жить только "престарелым и дряхлым, не могущим трудом своим снискать себе пропитание". В 1855 обитель прекратила полное существование и слава Богу что обошлось без самосожжений, но они продолжались по всей стране и долго. Последнее массовое случилось в 1860-х года в Каргополье.
По подсчётам историков всего, не согласившись с реформами Никона, в огне приняли добровольную смерть около 20 тысяч человек.
Ничего от тех бурных и драматичных времён не осталось в деревне Вороний Остров - малолюдная деревня со старой застройкой. Время здесь с одной стороны остановилось, а с другой наглядно показывает, что оно обязательно заберёт своё...
Фотографии и текст Николая Телегина:
Николай Телегин (
Страны и народы мира. Занимательные факты.).
P.S.: Некторые рассуждения автора являются несколько спорными, но прочитать этот текст весьма любопытно, особенно интересны сопровождающие его фотографии. Я лишь слегка отредактировал текст, исправил некоторые откровенные ляпы (например, фамилию воеводы Мещиринова, который у автора теста почему-то превратился в Мещерякова) и тому подобные фактические ошибки, а также добавил несколько иллюстаций для того, чтобы читать было интереснее и нагляднее. Прочие рассуждения, вроде времени появления теории "Москва - третий Рим" во середине 17-го века, я исправлять не стал, пускай они останутся на совести автора.
Сергей Воробьев.