Каким бы не было наше отношение к войне как таковой, особенно, если она является войной не освободительной, то есть, спаведливой, а захватнической, верность присяге и предпочтение героической гибели перед позорной капиталяцией, не может не вызывать уважения.
Отказ знаменитых гвардейцев Наполеона сложить оружие в самом конце битвы при Ватерлоо является лишь одним из таких примеров, но интересен он не только мужеством оставшимися верным своему императору гвардейцев, но и связанными с этим историческим эпизодом дальнейшими событиями.
Очень показательно, что должное уважение мужеству противника отдавали и главные враги Наполеона - англичане. Так, например, картина английского художника Роберта Хиллингфорда (1825 - 1924) под названием "Последнее каре гвардии" (написана ок. 1870 г.), на которой английский генерал Роланд Хилл призывает оставшихся в живых французских гвардейцев сложить оружие, находится ныне в лондонском Национальном музее армии.
Вечером рокового для Наполеона дня 18 июня 1815 года последние батальоны Старой гвардии, будучи со всех сторон окруженными, наотрез отказались сдаваться.
Англичане подтянули орудия и начали расстреливать гордых французских гвардейцев практически в упор. Большинство из них погибло, в живых остались только те, кто получил тяжелое ранение и больше не мог сражаться. Но британцы так и не увидели белый флаг.
"Старая гвардия отстреливается"
(рисунок Ипполита Белланже, 1840-е гг.):
Командиром 1-го полка пеших егерей императорской гвардии был генерал Пьер Камбронн (на рисунке Белланже он изображен слева). Он в конце битвы приказал своим солдатам построиться в каре. А когда английские офицеры потребовали капитуляции, ответил резким отказом. Во время расстрела Камбронн был ранен в голову и уже в бессознательном состоянии попал в плен.
Пьер Жак Этьен Камбронн (1770 - 1842):
24 июня одна из французских газет опубликовала материал о сражении. Автор рассказал, что генерал Камбронн ответил английским парламентерам: "Гвардия умирает, но не сдается!"
Эти слова тут же стали знаменитыми. Сам же Пьер Камбронн находился в плену. И на вопросы о своей реплике сказал, что действительно отвечал категорическим отказом, но вряд ли так красиво.
С годами романтический образ гвардейцев, которые предпочли верную гибель капитуляции, стал неотъемлемой частью той славной эпохи, когда французские солдаты были непобедимыми.
На родине Камбронна, в Нанте, в 1848 году генералу был воздвигнут памятник.
А на постаменте высекли фразу, ставшую к этому времени легендарной: "La garde meurt et ne rend pas":
Однако совершенно неожиданно резко против этого выступили сыновья генерала Клода-Этьена Мишеля. По их словам, знаменитую реплику произнес именно их отец. Он командовал дивизией Старой гвардии. И в битве при Ватерлоо был убит (в отличие от Камброна).
Сыновья генерала Мишеля подали в суд и в доказательство своей правоты привели свидетелей. Но в то время иску не был дан ход.
Новый импульс к возрождению судебной тяжбы об авторстве бессмертных слов дал Виктор Гюго.
В 1862 году он опубликовал роман "Отверженные", в котором на предложении о капитуляции Камбронн дерзко отвечает: "Merde!", что для офицеров-дворян по своему смыслу вполне соответствует русскому "А не пошли бы вы к такой-то матери!"
Сыновья генерала Мишеля подали новый иск. На этот раз правосудие отнеслось к теме авторского права очень ответственно.
В одной из деревень был найден 72-летний старик Антуан Дело, который служил в гвардии и чудом выжил в битве при Ватерлоо. Его пригласили для дачи показаний в префектуру. Там же в качестве экспертов оказались маршал Патрис де Мак-Магон и другие уважаемые офицеры. И ветеран под присягой рассказал, что лично слышал, как Пьер Камбронн воскликнул: "Гвардия умирает, но не сдается!"
На этом рисунке И. Белланже гренадер Старой гвардии в 1813 году.
Обратите внимание на цвет его эполет: красными они могли быть только лишь у самых заслуженных гвардейцев - элиты армии Наполеона. Если присмотреться, то можно разглядеть и серьгу в ухе - еще одну отличительную деталь тех, кто предпочитал смерть капитуляции.
Ну а угрюмый вид заслуженного ветерана-гренадера вполне понятен. Ведь это уже 1813 год.
После наполеоновской кампании против России число гвардейцев сократилось примерно в десять раз. До перехода через Неман в июне 1812 г. их численность достигала 98 тысяч человек, а уже к концу декабря того же года их осталось не более 10 тысяч. Наполеон берег свою гвардию, но и это не спасло её от потери 1/10 части своего состава.
Сыновья Мишеля пытались доказать, что Антуан Дело в принципе не мог находиться рядом с Камбронном, потому что служил в другом полку. Но "эксперты" подтвердили, что в хаосе битвы батальоны разных подразделений не раз объединялись. И солдаты-гренадеры вполне могли оказаться в одном строю с егерями.
Картина Ораса Верне "Последний гренадер Ватерлоо" (1863 г.).
(обратите внимание, эполеты все того же элитарного красного цвета):
В итоге изучения всх показаний, документов и аргументов суд вынес окончательное решение: братьям Мишелям в иске отказать. Так авторство знаменитых слов было окончательно закреплено за Пьером Камбронном.
Кстати, именно генерал Камбронн был командиром тех солдат, которые оказались вместе с Наполеоном на острове Эльба во время его первой ссылки.
И во время знаменитого "Полета Орла" - пути Наполеона от бухты Жуан возле Канн до Парижа, и во время "Ста дней", он был постоянно рядом со своим императором. Это нашло свое отражение и в изобразительном искусстве (обратите внимание на генерала со знаменем - это ведь он - Пьер Камбронн).
"Возвращение Наполеона с Эльбы"
Картина Карла фон Штейнбека (1818 г.).
Интересно, что на этой картине изображена типичная для возвращения Наполеона в Париж (1 - 20 марта 1915 г.) ситуация: сколько бы король Людовик XVIII, посаженный на трон союзниками по антинаполеоновской коалиции, не посылал войск против Наполеона, все они переходили на сторону своего императора. И ничего удивительного в этом нет. Ведь это были его солдаты, а вовсе не королевские, те самые, что обожали своего "маленького капрала".
"Прощание Наполеона с императорской гвардией 20 апреля 1814 года"
(картина Антуана-Альфонса Монфора):
Не случайно, что на одной из парижских площадей вскоре появилось ироничное объявление, написанное от лица Наполеона каким-то шутником: "Уважаемые Бурбоны! Не присылайте, пожалуйста, мне больше солдат. Их у меня и так достаточно!".
Но, увы, их оказалось достаточно только для того, чтобы совершенно никчемный Людовик XVIII сбежал из Парижа.
Но слишком мало для того, чтобы Наполеон смог отстоять свою власть, даже не смотря на то, что абсолютное большинство французов (в том числе и крестьян, которые были весьма обеспокоены планами Бурбонов лишить их земельных наделов, вернув собственность бывшим дворянам-аристократам), откровенно радовались возвращению императора.
В битве при Ватерлоо Наполеон распологал не более чем 300 тысячами солдат, тогда как антинаполеоновская коалиция имела в своем распоряжении около миллиона (страх перед возрождением Наполеона оказался сильнее взаимных претензий и споров на Венском конгрессе, где "союзники" переругались чуть ли не до того, чтобы начать войну друг с другом):
- Англия - 110.000 (под командованием Артура Веллингтона);
- Пруссия - 300.000 (Гебхард фон Блюхер);
- Австрия - 210.000 (Карл Шварценберг);
- Россия - 150.000 (Барклай-де-Толли);
И кроме того:
- Испания (60.000);
- Португалия (20.000);
- Швеция (20.000);
- Ганновер (30.000);
- Нидерланды (40.000) и другие...
Было бы чудом, если бы в битве при Ватерлоо Наполеон одержал победу. Но даже если и в этой битве он победил бы, все равно он был обречен.
Когда все на одного, то шансов ничтожно мало даже у самого великого полководца.
"Наполеон на перевале Сен-Бернар"
(Жак Луи Давид, 1803 г.):
Так что, Пьер Камбронн, в отличие от многих других заслуженных военачальников Наполеона, своего императора не предал ни разу, за что, безусловно, достоин всяческого уважения.
В конце концов, главное ведь не слова, сколько бы легендарными они ни были, и кто бы их не произнес, а реальное поведение.
Не так ли?
При подготовке поста были использованы материалы статьи Владислава Ускова "Слава слов" ("Дилетант", №016, 2017 г.).
Правка исторических неточностей, многочисленные дополнения и подбор иллюстраций мои.
Сергей Воробьев.