Споры относительно передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ не утихают до сих пор. Аргументы как сторонников, так и противников этого решения я здесь приводить не буду, просто выскажу свою точку зрения.
Если это будет действительно сделано так, как обещает Патриархия (т.е., сохранение музейного пространства, продолжение реставрационных работ как за счет РПЦ, так и за счет средств от остающегося платным посещения галереи собора и т. д.), то почему бы и нет? В конце концов, собор строился именно как церковь, а не как музей, и вполне логично, если он юридически будет принадлежать Церкви (хотя мне представляется более целесообразным совместная собственность РПЦ и государства).
Кстати, удачный пример такого совместного пользования в России есть: Новодевичий монастырь в Москве, являющийся и действующим монастырем и филиалом Государственного исторического музея (правда, я не в курсе, в чьей собственности, церковной или государственной находится этот объект культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. С 2010 года архитектурный ансамбль монастыря находится в ведении РПЦ, но кто является собственником?).
И да, я убежден, что вход в любую церковь должен быть бесплатным как для верующих,так и для тех, кто вопринимает ее прежде всего как памятник истории и культуры. Опять-таки обращусь к примеру Новодевичьего монастыря: вход на территорию монастыря свободный, а в музеи, расположенные на его территории - платный. И это вполне разумно.
Есть такие примеры и за рубежом.
Например, в Стамбуле посещение всех мечетей, в том числе и самых знаменитых, вроде Сулеймание, для туристов (конечно же, не во время намаза) является совершенно бесплатным, более того, в них никто не возражает даже против фотографирования, что для наших действующих церквей - большая редкость.
Исключением является Айя София, которая и не мечеть, и не христианская церковь, а именно музей; в нее вход платный. И здесь возразить особенно нечего. Ведь было бы странным для Турции, около 97% населения которой - мусульмане, возвращение Святой Софии православной церкви (Константинопольскому патриархату). Так что, благодаря тому, что Турция со времен Ататюрка - светское государство, музейный статус (с 1935 года) этого объекта мирового значения - самый разумный компромиссный вариант.
Впрочем, в последние годы, с одной стороны, имеется движение за возвращение Айя-Софии ("Совет по освобождению Святой Софии") статуса православного храма (основанное в США в 2007 г., хотя, казалось бы, какое им - американцам дело до православия, и почему они лезут туда, куда их никто не просит?!), а с другой стороны, в связи с постепенной исламизацией Турции при Эрдогане, тенденция к обратному превращению музея Айя-София в мечеть, которой она была с 1453 по 1935 г.
По моему мнению, и то, и другое не просто вредно, но может вызвать серьезный социальный взрыв. Кто от этого выиграет? (как вы понимаете, вопрос по большей степени риторический).
Прежде чем вы, мои уважаемые читатели, поучавствуете в опросах (если, конечно же, у вас будет такое желание), предлагаю несколько интересных фотографий наружных скульптр Исаакия:
1. Монферран?
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Poll Poll Благодарю за внимание и участие в опросе.
Сергей Воробьев.