Небольшое иллюстрированное эссе о смертной казни в России в XVIII - XIX в. (и про кино)

Mar 07, 2017 17:17

    Наверное, всем кто смотрел замечательный фильм В. Мотыля "Звезда пленительного счастья", памятна сцена казни пятерых декабристов на кронверке Петропавловской крепости, одна из самых сильных в этом фильме.



Помните, как один из казнимых (если память мне не изменяет, Кондратий Рылеев в исполнении великолепного Олега Янковского), после того как оборвались веревки, произнес фразу: "И повесить-то как следуют не умеют...", обличая в последний раз Россию?



Его упрек в этом отношении был в некой мере справедлив.
    Дело в том, что к 1826 году, когда состоялась эта казнь, в России действительно разучились вешать, да и вообще казнить преступников.

Ведь после очередного дворцового переворота 1741 года, в результате которого на престол взошла императрица Елизавета Петровна, смертная казнь в России не применялась в течение 85 лет (за исключением казни Емельяна Пугачева в 1775 году, четвертованного на Болотной площади в Москве; но там действительно было за что. При этом Пугачев, отметим отдельно, был не повешен, а именно четвертован, так что в России с 1741 по 1826 год действительно никого не вешали).

Картина В. Маторина
"Прости, народ православный":



Что же удивляться отсутствию практики у палачей, или их неквалифированности?



Может быть К. Ф. Рылееву была милее высокая квалификация палачей революционной Франции времен якобинского террора? Ведь он, как и повешенный вместе с ним Павел Пестель активно выступали за полную ликвидацию всей императорской семьи. Да и идеалом многих декабристов была именно революционная Франция, а Наполеон был главным кумиром большинства их них.

И думается, убийством Романовых дело бы не ограничилось, ведь в случае удачи заговора декабристов в стране началась бы полномасштабная гражданская война. При этом и сами участники тайных обществ воевали бы в ней друг против друга. Слишком много среди них было потенциальных "наполеонов".
    Русский народ для них был не более чем расходным материалом. Просто прочитайте внимательно программные документы декабристов ("Русскую правду" Павла Пестеля  и "Конституцию" Никиты Муравьева), и вся "забота о благоденствии народа", о которой говорили декабристы станет более чем понятной.
    Да что там их программы, если ни один из них, громко заявлявших о необходимости отмены крепостного права (в их терминологии, "рабства") даже и не подумал отпустить на волю собственных крепостных!
    А ведь, к примеру, у того же кавалергарда Ивана Анненкова, того самого, которого сыграл Игорь Костолевский в фильме Владимира Мотыля, крепостных было несколько сотен душ.



Не о народе думали они (прав был Ленин: "Страшно далеки они были от народа..."), а о том, как бы захватив власть, стать "русскими наполеонами"!



А учитывая, что в России полумерами никогда не ограничивается, диктатура декабристов обернулась бы таким террором, что пришлось бы в экстренном порядке импортировать из Франции гильотины, или производить их самим (в конце концов, устройство не слишком сложное).



Нет, я никак не хочу сказать, что российские судебные и карательные органы во время правления Елизаветы, Екатерины II, Павла I и Александра I были образцом гуманности. Да были пытки, была дыба, многие подследственные умирали в застенках той же Петропавловской крепости. Я ничуть не идеализирую Россию того времени.

Но в так называемой "просвещенной Европе" было ничуть не лучше, если не хуже.



Да и дыба была придумана отнюдь не в России:



Во время "революционного террора" якобинской диктатуры даже гильотин не хватало (кстати, были даже специальные гильотины для детей). И для массовых казней (например, в Вандее) применялись баржи. На них заводили связанных попарно "врагов народа" (с извращенным чувством морали пары составлялись так: обнаженный монах или священник с девственницей дворянского происхождения, юноша в связке со старухой и т.п.), потом баржу затапливали, через нексколько минут, когда приговоренные к казни уже были мертвы, её поднимали, мертвецов выкидывали за борт, заводили новые пары...
    А тех, кто смог всплыть, топили при всеобщем одобрении добровольцы на лодках с баграми:



Конвейер!



И это относится не только к XVIII - XIX векам, но и к более раннему времени.

"Перебили несколько тычяч гугенотов?
Да и хрен с ними!"



Был ли тираном Петр I? Разумеется, причем, даже большим, чем Иван Грозный (если сравнить количество жертв).
    Казнили ли публично во время правления Алексея Михайловича Тишайшего? Конечно, и головы рубили, и вешали, и сжигали на костре (еретиков, с точки зрения власти, старообрядцев).

Но при этом, народ никогда в России не собирался на казнь как на развлечение, его туда сгоняли насильно. И как правило, этот самый русский народ, независимо от степени вины осужденного на казнь, сочувствовал ему.





Разумеетстя, картины Василия Сурикова не могут являться историческим источником. Но они говорят о многом.

Что же касается фильма "Звезда пленительного счастья", то еще раз скажу: фильм замечательный. В нем отлично играют великолепные актеры. Ну а песня, автором которой был Булат Окуджава ("Кавалергарда век не долог..."), до сих пор является одной из моих любимых.

Вот только нельзя не отметить, что этот фильм к исторической действительности имеет очень небольшое отношение. Увы!

Впрочем, что есть историческая действительность? И где она, истина?
    Неужели в глубоком колодце?

"Истина, выбирающаяся из колодца,
вооружённая плетью для наказания человечества".
Жан-Леон Жером, 1896 г.:



Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

кино, декабристы, изобразительное искусство, Россия, эссе, история, Суриков

Previous post Next post
Up