ДИОНИС и менады

Dec 30, 2013 14:14

    Один из самых важных представителей второго поколения олимпийских богов, ДИОНИС, известный у римлян под именем Вакх, иначе Бахус, почитался как бог вина, виноделия и виноградарства. Кроме того, он олицетворял природную энергию, позволявшую созревать плодам, а также благотворное влияние воды на рост всего сущего. Ассоциация данного божества с водой имеет основание в самой мифологии: по преданию, Дионис (то есть, "рожденный дважды") родился непосредственно из бедра Зевса после трагической гибели его матери Семелы (смертная женщина Семела была сожжена молнией, когда по предложению ревнивой супруги Зевса Геры она попросила божественного любовника появиться во всем его блеске).



Рубенс "Юпитер и Семела"


    Воспитанием Диониса занялся Гермес, который, в свою очередь, передал его нимфам с горы Нисса. Очевидная интерпретация этого мифа такова: Семела - это почва, иссушенная жгучими лучами летнего солнца, но плод ее утробы, жизненное тепло, ведущее к созреванию, все-таки было сохранено и восстановлено водными нимфами (то есть, облаками, истекающими дождями).



ДИОНИС
(римская копия с греческого оригинала 320 г. до н.э.)

Юношей Дионис рос в диких чащах, научившись разводить виноград и изготавливать вино из забродившего виноградного сока. Увенчанный венками из виноградных листьев и гроздьев, он путешествовал по свету в повозке, влекомой пантерами, за которой шла толпа сатиров - мужчин с хвостами, козлиными копытами и большими ушами животных, а также менад - женщин, предававшихся разнузданным танцам и впадавших в экстаз от близости к Дионису.



Франческо де Мура "Шествие Вакха"

Бог обучал людей виноградарству и виноделию, основывал новые города и учреждал свое почитание в тех местах, где бывал. Он внедрял новый образ жизни и делал ее более приятной, полной шумными празднествами.
    Во время одного из путешествий Дионис, в образе кудрявого юноши в пурпурном плаще, плыл на корабле на остров Наксос; внезапно объявились тирренские пираты. Не зная о его божественном происхождении, морские разбойники схватили юношу и повезли его на продажу как раба. Внезапно Дионис открыл свою божественную суть: он остановил судно гирляндами винограда, превратил весла в змей и наслал на людей львов и пантер. Потрясенные зрелищем пираты спрыгнули с палубы корабля, но в воде они превратились в дельфинов.



Дионис и тирренские пираты
(древнеримская фреска)

Продолжая путь к Наксосу, Дионис обнаружил Ариадну, оставленную там Тезеем, и вернулся с ней на Олимп, завершив таким образом миссию по просвещения людей и учреждению своего культа.



Рени Гвидо "Бахус и Ариадна"

Почитаемый как благотворитель человечества, вместе с такими божествами, как Аполлон и Деметра, Дионис, благодаря волшебным свойствам своего вина, приподнимал у людей дух, вдохновляя их на поэзию, песни и на творчество в целом.
    Но если умеренное потребление вина в действительности может оказать благоприятное воздействие на смертных, то в иных дионисийских мифах мы видим, что Дионис был способен ввести человеческие умы в разрушительный экстаз. Об этом повествуют истории Ликурга и Пентея.

ИСТОРИЯ ЛИКУРГА

Фракийский царь Ликург, согласно мифу, изгнал из своей страны Диониса и его бесшабашных спутников, когда бог появился во Фракии для установления там собственного культа. Царь даже попытался схватить бога, который сумел укрыться в море вместе с нереидой Фетидой (матерью Ахилла), и заточил в темницу распущенных поклонниц Диониса - менад.



Безумие Ликурга: преследование менад
(античный рисунок на краснофигурной вазе)

Бог вина, мстя, поразил Ликурга безумием. Охваченный галлюцинациями, царь зарубил топором собственного сына, расчленил его тело на куски, поранил даже собственную ногу, веря при этом, что уничтожает священное растение Диониса - виноград.



Безумие Ликурга
(античный рисунок на краснофигурной вазе)

Придя в себя, Ликург обнаружил свое страшное преступление; одновременно его край был поражен бесплодием. Оракул объявил, что засуха продлится до тех пор, пока Ликург не будет казнен. Собственные подданные привязали царя к диким коням, разорвавшим несчастного правителя на куски.



Четвертование с помощью коней
(средневековая иллюстрация)

ИСТОРИЯ ПЕНТЕЯ

Пентей, фиванский царь, пытался запретить местным женщинам чествовать Диониса, несмотря на предупреждение прорицателя Тиресия. Правитель его даже заковал, но бог продемонстрировал свою власть, расковав Тиресия и предав сожжению царский дворец. Тогда Пентей укрылся в дупле дерева на горе Китарон для того, чтобы проследить за фиванскими женщинами, распевавшими дионисийские гимны (непосвященным не позволялось видеть обряды).



Ловис Коринт "Вакханалия"

Женщины, войдя в экстаз и обернувшись в менад, выследили царя и, приняв его за животное, которое следует принести в жертву Дионису, растерзали. Сама мать царя, Агава, оторвала голову Пентея, и, веря, что это голова льва, наколола ее на ветку, с триумфом неся страшный фетиш в Фивы. После окончания обрядов Агава и другие женщины, придя в себя, осознали великую власть Диониса, а Агава в отчаянии сбежала из Фив.

МЕНАДЫ

В состав живописного и шумного кортежа, сопровождавшего бога вина во всех его перемещениях, помимо сатиров и бога Пана, входили МЕНАДЫ (иначе фиады или вакханки), разнузданные женщины и типичные персонажи оргиастического культа Диониса.



Менада
(античный рисунок)



Карл Брюллов "Сатир и вакханка"



Бог ПАН
(римская мозаика)



Сатир и менада
(античный рисунок на краснофигурной вазе)

Опьяненные своей близостью к богу (и, конечно, вином, текшим у Диониса рекой), они впадали в такой раж, что были способны растерзать голыми руками животных, жертвуемых божеству.
    Первыми менадами, согласно мифам, стали те самые нимфы, что вырастили Диониса, к которым затем присоединились жрицы и другие женщины, участвующие в мистериях посредством плясок и оргий.



Ловис Коринт "Вакханалия"

Античное искусство изображало их одетыми в легкие и прозрачные одеяния, а чаще - почти обнаженными, чуть прикрытыми шкурами коз или пантер, с ветвями плюща и характерными поясами из виноградных лоз. Менады шли за Дионисом гурьбою, неся горящие факелы или тирсы (священные жезлы, увенчанные шишкой и увитые плющом), ритмично пииплясывая под звуки тимпанов, кимвал и флейт, создавая эффект развеселого шествия. Традиции античного искусства были впоследствии унаследованы художниками эпохи Возрождения, для которых античная мифология стала одним из главных источников вдохновения, а также художниками последующих времен.



Сон менады
(античная фреска)



Поль Сезанн "Вакханалия"



Винсент ван Гог "Отдых менад после танца"

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.

изобразительное искусство, античный пантеон, Дионис, менады, мифология

Previous post Next post
Up