Читаю тут на досуге "Накануне неизвестно чего" современного писателя Михаила Веллера, чьи политические взгляды мне, говоря мягко, не слишком близки (но пишет он интересно, ничего не скажешь).
И вот встечаю в главе "Фашизм: психологические и социальные корни" следующие рассуждения (особенно интересны два приведенные им примера).
(Извините за длинную цитату, но лучше привести ее, чем пересказывать своими словами)
"Фашизм - явление однозначно скомпрометированное, отрицательное, недопустимое, осужденное всеми достойными людьми. Все такие гадости и зверства ходят у нас после Второй Мировой войны под символом "фашизм".
Беда здесь только в одном. Все, что ни делалось фашистами, может быть объявлено недопустимым на основании одного того, что оно делалось фашистами. Значит - фашизм. Это неважно, что ничего принципиально нового в сфере поступков фашисты не изобрели. Есть символ? Значит общественное мнение застолбило за фашистами приоритет. И тем самым вывело поступок из сферы обращения приличных людей.
Пример. Лет пять назад несколько чеченских "активистов" захватили в турецких территориальных водах теплоходик с российскими, в основном, гражданами. Объявили их заложниками и выставили требования. Турки почувствовали себя задетыми и отреагировали быстро. В сорок восемь часов вычислили и арестовали всех родственников этих террористов: или, господа террористы, сдаетесь без всяких условий - или взятые нами заложники ответят за все ваши действия. Результат - на удивление: курс к берегу и по трапу с руками за головой. Ай-яй-яй-яй-яй, так действовали фашисты! Но население сильно одобряло. Однако?..
Пример. 82 год, ливанская война, арабская боевая организация захватила четырех советских специалистов. А попробуем: а чем, собственно, русские хуже других? И требование: давить силой и авторитетом на Израиль и Запад, выводить из Бейрута их войска, или - ваши ребята отвечают головой. СССР еще не вовсе сдох, и те наши ребята, которые в Москве, огорчились. И послали парнишек из "Альфы". И те быстро умыкнули четверых приближенных конкретного лидера боевиков. И голову одного из них лидер через сутки получил в ящичке. С сообщением: двенадцать часов на возвращение наших целыми и невредимыми - или еще три головы в подарок плюс личная ликвидация и уничтожение баз и лагерей. Вернули как милые. Страна узнала об этом много лет спустя, когда командир тех альфовцев рассказал историю по телевидению. И страна просто аплодировала. Какой ужас, какое зверство... ну, потеряли бы четверых честных граждан, так ведь чисты были бы перед всем светлым и хорошим, и позор пал бы на бритые мусульманские головы.
В данном случае я ни к чему не призываю, Да вы с ума сошли, мы все - отъявленные гуманисты. Я просто констатирую. Что экстремальные средства бывают самыми эффективными в экстремальной обстановке. И приносят наилучший результат. И даже я не это констатирую. А то, что население такие средства сильно одобряет. А их запрет - не сильно одобряет.
И не надо обвинять народ в фашизме. Надо, как бы это выразиться помягче, лояльнее относиться к некоторым способам добиваться справедливости в экстремальных условиях. И не отдавать "эксклюзивно" фашизму права на все подобные способы. Не то мы будем видеть фашизм и там, где им не пахнет. И любого голливудского благородного мстителя фашистом объявим."
(Веллер М. Накануне неизвестно чего. - Москва: Издательство АСТ, 2016, - С.129-130)
И вы знаете, я думаю, что в данном случае, М. Веллер прав.
С террористами возможно эффективно бороться только их же методами, поскольку другого языка кроме грубой силы они, увы, не понимают.
Причем это давно доказано нашей же российской историей.
Разгул террора "Народной воли" в 1878 - 1881 годах, логичным пиком которого стато убийство императора Александра II 1 марта 1881 года, резко пошел на убыль после того как в ответ на ультиматум, предъявленный народовольцами Александру III, власть применила жесточайшие репрессивные меры. В итоге те из бомбистов, которые не успели сбежать за границу (та же В. Засулич, например), были либо казнены, либо оказались на каторге, и на некоторое время революционный террор в России сошел почти на нет.
А его новый подъем стал возможным только в начале ХХ века при слабовольном Николае II, когда вместо решительной карательной политики, власть стала играть с террористами в "кошки-мышки" (наиболее показательным примером здесь может являться история руководителя Боевой организации эсеров Евно Азефа, являвшемся одновременно осведомителем царской охранки; дошло до трагикомедии: в 1904 г. Азеф организовал убийство главы МВД В. К. Плеве на деньги, полученные им за провокаторскую деятельность от департамента полиции, то есть, из государственного бюджета).
Впрочем и в новейшей истории примеров более чем достаточно. Все мы помним, к чему приводили попытки "договориться" с террористами в 1990-е годы (телефонные переговоры В. С. Черномырдина с Шамилем Басаевым еще ведь никто не забыл?). Меньше ли стало после этого попыток совершения терактов в России?
Но их стало меньше после того как В. В. Путин произнес знаменитую фразу про "мочить в сортире".
По крайней мере, на территории Евросоюза теракты в последнее десятилетие совершаются значительно чаще, чем в России. Как вы думаете, почему?
Я думаю, что именно потому, что там все еще царит "социальный СПИД" под названиями "мультикультурализм", "толерантность" и "политкоректность". И до тех пор пока европейцы не осознают, что с террором можно и нужно бороться самыми жесткими методами, великая европейская цивилизация продолжит деградировать вплоть до самоливкидации, после чего нам придется иметь дело уже не с ЕС, а с неким "Исламским европейским халифатом".
Надписи на транспарантах:
"Режьте тех, кто оскорбляет Ислам. Европа заплатит, мы вас разрушим.
Обезглавим тех, кто оскорбляет Ислам".
Это ЕВРОПА!
Сергей Воробьев.