Кто знает, как они выглядели на самом деле? ("сказка - ложь, да в ней намёк...")

Feb 25, 2017 17:12

    Во все времена монархи стремились увековечить себя для современников и потомков с помощью искусства придворных живописцев. И, как правило, эти придворные художники, стремясь угодить своим монархам, да и, чего уж там, подзаработать на выгодном заказе, изображали их не вполне реалистично, скрывая недостатки внешности с помощью разных приемов.
    Разумеется, в разные времена и эпохи каноны красоты, как женской, так и мужской, были весьма различными. И все же, интересно сравнить то, как изображались монархи (и монархини) придворными художниками и их последователями, которым, казалось бы гнев высокопоставленной особы из-за непонравившегося портрета вообще ничем не грозил.

К примеру, королеву-консорт Англии (вторую супругу Иоанна Бзземельного) Изабеллу Ангулемскую (1188 - 1246) современники считали первой красавицей не только Англии, но и всей Европы, сравнивая ее с древнегреческой Еленой Прекрасной (той самой, из-за которой, если верить Гомеру, разгорелась Троянская война).

Вот её портрет, созданный неизвестным художником XIII века:



Ну что сказать? С точки зрения средневековых представлений о красоте, Изабелла Ангулемская и на самом деле весьма недурна собой.

И вот вопрос: зачем художнику XIX века понадобилось изображать её в соответствии с представлениями о красоте викторианской эпохи? Кому он хотел польстить, неужели самой королеве Виктории, в этом ничуть не нуждающейся? К тому же, на этом рисунке Изабелла не похожа ни на себя (в средневековой версии), ни на Викторию.

Изабелла Ангулемская в представлении художника XIX века:



Хотя, если посмотреть на коронационный портрет Виктории (1843 г.) работы Джорджа Хейтера, то возникают некоторые сомнения:



Далее будет еще несколько примеров.
    Кому интересно, заходите под кат.



Екатерина Медичи (портрет XVI века):



Изображение XIX века:



Королева Елизавета I (портрет XVI века):



Изображение XIX века:



Даже страшно подумать, как выглядели некоторые европейские монархи на самом деле, если художники, несомненно приукрашивая, изображали их таковыми:

Леопольд I Габсбург:



Карл III Бурбон:



По этому поводу вспомнился один анекдот.
    Расскажу его в виде сказки (или, если угодно, притчи) о монархах и художниках.

Надеюсь, этот мой вариант вам понравится.

"Один король, одной небольшой европейской страны, любимый своими подданными за справедливость и разумную налоговую политику, воспитанный на сочинениях Вольтера, Руссо и Монтескье, гордившийся званием "просвещенного монарха", но в то же время, не спешивший отказываться от своей абсолютной власти в пользу народных представителей, предчуствуя свою скорую смерть, решил оставить потомкам свой парадный портрет.

Поскольку, как уже было сказано, он был "просвещенным монархом", покровителем наук и искусств, при его дворе счастливо паслось и кормилось множество художников самых разных направлений изобразительного искусства. Да что там говорить, художественная галерея дворца этого монарха была такой, что даже коллекции парижского Версаля и петербургского Эрмитажа, несколько блекли перед ней. А курфюрст Саксонии неоднократно пытался прикупить у нашего монарха несколько картин для своей знаменитой Дрезденской галереи.

И вот король (давайте назовем его как-нибудь) Карл-Фридрих-Август Великолепно-Храбрый (он действительно не был обделен храбростью, о чем немного позже), призвал к себе трех самых прославленных художников-портретистов, чтобы заказать им свой портрет.

Но была одна, причем весьма существенная проблема. Дело в том, что на небольшое королевство Карла-Фридриха-Августа постоянно покушались могущественные соседние государи, желавшие включить его в состав своих владений. Наш монарх большую часть своей жизни провел в войнах, дабы не допустить потери суверенитета своего королевства.
    Постоянные победы над врагами стоили ему потери правой ноги. Она была оторвана вражеским ядром, когда он лично возглавил своих верных кирасир, чтобы отбить атаку кавалерии противника; это чуть было не привело к гангрене, но его искусные лейб-медики отрезали ногу по колено, чтобы не допустить смерти своего храброго государя.
    Но и без ноги мужественный государь продолжил борьбу. В следующей войне ему в правый глаз попала пуля, коварно выпушенная из мушкета одного из наемных убийц, подосланных врагами. Случилось чудо: пуля не задела мозга, хотя и вышла через висок короля, убив при этом его адьютанта. Но Карл-Фридрих-Август с тех пор был вынужден появляться на публике исключительно с черной повязкой через правый глаз.

Таким образом, перед тремя художниками, приглашенными королем, была поставлена очень даже непростая задача: изобразить своего правителя на парадном портрете так, чтобы, с одной стороны, он был похож на самого себя, но, с другой - как-то скрыть его увечья, которых монарх несколько стеснялся (а это все влияние искусства, сделавшие храброго короля немного сентиментальным).

Первым свою работу представил художник, исповедовавший романтизм. На своей картине он изобразил короля в полный рост, высоким красавцем на двух ногах, с мечтательным взглядом двух глаз, обращенным на своих подданных.
    Посмотрев на эту картину, монарх страшно разгневался: "Что, ты хочешь, чтобы мои верные подданные смеялись на до мной? Они ведь знают, что я, защищая независимость нашего королевства, потрял и ногу и глаз! Твоя картина лжива! А ты будешь казнен за искажение действительности!" (Карл-Фридрих-Август, хотя и был "просвещенным монархом", но при этом оставался самодержцем, вольным казнить или миловать своих подданных, не будем об этом забывать).

Второй художник был реалистом, причем реалистом критического направления. Он нарисовал короля не только одноногим и одноглазым, но и со свирепым ликом. Заметим, что этот живописец уже давно получал гранты от спецслужб вражеских стран, ибо считал, что ему, человеку свободному, тесно в рамках абсолютизма, каким бы просвещенным он не был. И он наивно полагал, что звенящие в карманах его сюртука талеры, дублоны и пистоли остаются секретом для бдительной королевской охраны маленького, но независимого королевства, в котором он жил, получая достойное жалование как королевский художник.
    Судьба его также была печальной. Король, взглянув на представленную "критическим реалистом" картину, сказал так: "То, что ты враг, я знаю давно, у меня целая папка собранного на тебя компромата. До сих пор я жалел тебя, но после того, как ты решил оставить моим потомкам мой портрет, на котором я выгляжу даже хуже, чем есть, пощады тебе не будет!".
    Гильотину в просвещенной Европе тогда еще не изобрели, так что художника-реалиста по приказу короля попросту посадили на кол.

Третий художник представил портрет государя таким, который монарху пишелся по душе. Он был изображен на нем совершенно реалистически, верхом на коне и в профиль.
    Наградив этого художника, король спросил его: "Твоя картина мне понравилась больше всего. Но какое же направление в искусстве ты представляешь?"
    Ответ был таким: "Социалистический реализм, государь!"

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

изобразительное искусство, юмор, монархизм, сказка, сатира

Previous post Next post
Up