В 1988 году мне было 18 лет, я лишь недавно закончил школу. В стране, называвшейся СССР, в самом разгаре была так называемая "Перестройка", сопровождаемая "ускорением социально-экономического развития", превратившимся в глобальный экономический кризис и обнищание большинства населения страны; "новым политическим мышлением", обернувшимся фактической капитуляцией СССР перед США и признанием поражения в "холодной войне" и т. д., всё это хорошо известно всем, кто помнит это время несбывшихся надежд.
Но ставший генсеком КПСС, т. е. фактическим главой государства М. С. Горбачев, продолжал заявлять, что "всё идет по плану" и находится под его личным контролем.
В 1985 году, когда Горбачев только пришел к власти, у большинства граждан СССР появилась надежда на обновление страны. Уж слишком выигрышно по сравнению со своими предшественниками, престарелыми и больными Андроповым и Черненко (помните о "пятилетке пышных похорон"?) вылядел новый генсек: относительно молодой, говорит не по бумажке, обещает многое и многое, во что всем хотелось верить.
И я тоже (что не удивительно для комсомольца) искренне радовался тому, что, как говорил Горбачев, "революция продолжается". Вот только эта эйфория довольно быстро сменилась сначала сомнениями, а потом и полным разочарованием. Революция обернулась контрреволюцией.
Не могу утверждать, что я всё это понял уже в 1988 году. Но, может быть, пусть и интуитивно, все-таки понял. И тогда у меня родились стихи (эти стихи как раз относятся к категории интуитивных).
Вот эти стихи:
"Мозолями стали колени,
Насилует горло рвота.
Наши мечты - ступени,
Что к цели ведут кого-то.
"Ещё терпенья немного!
Окончится холод и дождь!", -
Поставив нам на спины ногу,
Опять обещает вождь.
Добавьте немного терпенья,
За нас уже всё решили.
Мечты - это лишь ступени,
Увы, не к нашей вершине..."
Не кажется ли вам, что эти стихи, написанные в 1988 году, остаются более чем актуальными и сегодня?
Сергей Воробьев.