Высшая степень отличия в СССР - звание Героя Советского Союза было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Но медаль "Золотая Звезда", как знак этого звания, учреждена только 1 августа 1939 года.
Предлагаю вашему вниманию историю о том, как появились эти звания и награда.
В середине февраля 1934 года весь мир облетела телеграмма: "ЧЕЛЮСКИН" затонул, экипаж ледокола высадился на льдину"
Советский ледокол "ЧЕЛЮСКИН", повторяя исторический рейс "Сибирякова", шел Северным морским путем из Архангельска во Владивосток. Этой экспедицией руководил советский ученый геофизик и полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт. Прямо на лед в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэллен высадилось 104 человека, среди них десять женщин и двое детей.
Пройти такое расстояние, переходя со льдины на льдину, - невозможно; ждать прихода другого ледокола на льду без палаток и специального снаряжения -невозможно (да и найдет ли льдину ледокол?); дожидаться наступления теплого времени и пытаться добраться на лодках - невозможно; посадить самолет на битый лед и тем более подняться с него - невозможно. Именно в таком духе рассуждали иностранные специалисты, которые заранее похоронили весь экипаж "Челюскина".
"ЧЕЛЮСКИН" во льдах
Датская газета "Политике" даже поспешила опубликовать некролог, посвященный О. Ю. Шмидту: "...Он умер как герой, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана".
О. Ю. Шмидт
Но в Советском Союзе решили не опускать руки. Для организации спасения челюскинцев была создана специальная правительственная комиссия во главе с В. В. Куйбышевым. Решено было искать экипаж ледокола среди льдов Чукотского моря и вывозить людей самолетами.
Европейские газеты сразу же подвергли это решение критике: "...Спасение при помощи самолетов невозможно, потому что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры"; "Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение".
Первым получил приказ вылететь на помощь челюскинцам летчик Анатолий Васильевич Ляпидевский, который стал летчиком всего пять лет назад, а летать на Севере стал лишь в 1933 году. В экипаж Ляпидевского входили второй летчик Е. М. Конкин, летчик-наблюдатель Л. В. Петров и бортовой техник М. А. Руновский.
А. В. Ляпидевский - первый Герой Советского Союза
Двадцать восемь раз Ляпидевский и его экипаж возвращались ни с чем. Но у них хватило мужества и выдержки преодолеть все капризы арктической погоды. Двадцать девятый вылет увенчался успехом - Ляпидевский благополучно посадил свой самолет на льдину и так же благополучно поднялся с нее. Летчики доставили в лагерь на льдине аккумуляторы для радиостанции, две оленьи туши, кирки, лопаты, ломы для строительства аэродрома. Посадка была трудной, а взлет еще труднее, надо было осуществить разбег по предательским застругам, а оторвавшись от земли, не зацепиться за верхушки торосов. Иначе - переворот и верная гибель. Но Ляпидевский сумел поднять самолет в воздух и вывезти на Большую землю всех женщин и детей.
Самолет Ляпидевского АНТ - 4 на льду
и в воздухе
Насколько был сложен первый полет в лагерь челюскинцев, говорит тот факт, что второй раз Ляпидевскому попасть туда не удалось - помешала сильнейшая пурга. Лишь через неделю удалось подняться в воздух, но в полете произошла поломка, и летчику пришлось посадить самолет среди ледяных заструг неподалеку от острова Колючина. Машина была искалечена, а экипаж целый месяц провел в арктическом плену.
Тем не менее все сто четыре человека были вывезены. После Ляпидевского это сделали В. Молоков, Н. Каманин, М. Водопьянов, М. Слепнев, И. Доронин и С. Леваневский.
За спасение экипажа ледокола "ЧЕЛЮСКИН" всем этим советским летчикам было присвоено звание Героев Советского Союза. Это было сделано впервые в истории нашей страны. 20 апреля 1934 года, то есть, спустя лишь четыре дня после учреждения этого звания, вышло специальное Постановление ЦИК СССР об их награждении. Первые Герои СССР перечислялись в нем согласно алфавиту, то есть, первым был назван Водопьянов. Но все же, первым Героем Советского Союза, безусловно, является Анатолий Васильевич Ляпидевский.
К началу 1941 года звания Героя Советского Союза было удостоено более 600 человек, причем пятеро из них - дважды. Это опять-таки летчики С. И. Грицевец, С. П. Денисов, Г. П. Кравченко, Я. В. Смушкевич, а также полярный исследователь И. Д, Папанин. (В настоящее время дважды Героями Советского Союза являются около 150 человек).
Конечно же, большая часть награждений Золотой Звездой Героя СССР пришлась на годы Великой Отечественной войны (около 10 тысяч человек). В послевоенные годы Героями Советского Союза стали около трехсот человек. Значительную часть из них составили космонавты (в том числе 11 иностранцев) и воины-"афганцы".
Медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза
Теперь немного о рекордах.
Всего три человека в советской истории стати трижды Героями Советского Союза. Это маршал авиации Иван Никитич Кожедуб (1944, 1944, 1945), маршал авиации Александр Иванович Покрышкин (1943, 1943, 1944) и Маршал Советского Союза Семен Михайлович Буденный (1958, 1963, 1968).
Абсолютными рекордсменами являются два четырежды Героя Советского Союза.
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (1939, 1944, 1945, 1956).
Г. К. Жуков
А также Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Маршал Советского Союза, лауреат всевозможных премий во всяческих областях, а также коллекционер наград Леонид Ильич Брежнев (1966, 1976, 1978, 1981). Учитывая, что в 1961 году Л. И. Брежнев был награжден Золотой медалью "Серп и Молот" и званием Героя социалистического труда, приходится признать его абсолютным победителем гонки за наградами.
Л. И. Брежнев
Кто из трижды и четырежды Героев Советского Союза на самом деде заслуживает это высокое звание, судите сами, основываясь на датах награждения. Для всех, кто знает нашу историю, должно быть все понятно.
Сергей Воробьев.