Давайте попробуем представить себе мир, где "да" - настоящее "да", а "нет" - настоящее нет. Без этих вот всех "да не, не знаю, может быть" в одной фразе. В этом мире культурно-исторические объекты не будут заворачиваться в обертку с символами, не будет дикой очереди на выставку Серова, состоящей по большей части из людей, стоящих в этой очереди только потому, что художник Серов вдруг вошел в моду, хотя ни одной его картины кроме "Девочки с персиками" они не знают. В этом мире РПЦ открыто займется сдачей храмов в аренду, а Голливуд с Болливудом закроются, поскольку продукция этих "фабрик грез" станет никому не нужна.
В этом мире все станет просто, ясно, логично и понятно. А спор физиков и лириков навсегда закончится победой первых над вторыми.
Как прекрасен будет этот мир! И как он будет невыносимо скучен!!!
Зато в этом воображаемом мире спокойно вздохнет и займется своими делами, например,
великолепная Верона.
В этот милейший городок ежегодно приезжают более трех миллионов туристов. В Вероне есть пара прекрасных храмов, мощный Кастельвеккио, стены которого так похожи на Московский кремль, чудесные здания на набережной реки Адидже, поразительные надгробные памятники Скаллигеров, и кроме того, отличные ресторанчики, в том числе и в здании заброшенной церкви.
В конце концов, в Вероне есть огромный, хорошо сохранившийся амфитеатр, история которого насчитывает уже две тысячи лет, а вокруг него ряженные в форме древнеримских легионеров.
А летом в этом амфитеатре проходят оперные спектакли, участие в которых считается честью для всемирно признанных оперных звезд.
По крайней мере, хорошо известная по телепередаче "Один в один" даже тем, кто никогда не был в опере, Любовь Казарновская с придыханием вспоминает, как ей посчастливилось выступать на "Арене ди Верона".
Впрочем, экскурсоводы в Вероне, постоянно упоминают не о Казарновской и не о Лучиано Паваротти, а о концерте Адриано Челентано, который он однажды (в 2012 году) дал в амфитеатре, установив при этом цену на билеты для всех и на любые места ровно в 1 евро.
Но миллионы туристов приезжают в Верону ради другого.
Их цель - протолкнуться в тесный средневековый дворик, стены в котором плотно расписаны именами влюбленных и сердечками, посмотреть на тот самый балкон, потереть правую или левую грудь (до которой получится дотянуться) статуи Джульетты на счастье, представить ночь, луну, Ромео...
Это не моя фотография, но она очень показательна:
А еще за 10 евро и пару минут утомленный дядя, которому уже все равно, вышьет на дешевеньком тканевом сердечке ваши имена, например: "Ludmila and Vijacheslav" (sic!), если вы, конечно, готовы потратить на это около получаса времени.
Впрочем, большинству туристов (и далеко не только русских) совершенно не важно, что на самом деле не было никакой Джульетты, Ромео (которого тоже никогда не существовало) не стоял под балконом, который предпримчивые веронцы приделали к средневековому особняку (кстати, настоящему) лишь в 30-е годы ХХ века именно для того, чтобы побольше туристов, гоняющихся за символами, оставляли здесь свои деньги.
Тот самый балкон:
Не важно им также и то, что и автор бессмертной трагедии ("Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте") английский драматург Уильям Шекспир ни разу не был в Вероне - городе, в котором поселил своих персонажей. Да и существование самого Шекспира давно уже ставится под сомнение современными исследователями творчества человека, который в реальности едва мог грамотно написать собственное имя.
И ведь действительно, все это не так уж и важно. Если же мы примем реальность за данность, то рухнет все, что в нашем сознании составляет ментальную основу бытия. Для нас символы зачастую важнее действительности, мифы важнее исторической правды. Так безопаснее для нашей психики, привыкшей к относительно комфортному существованию в мире, важнейшую часть которого составляют спасительные для нее иллюзии.
У ворот Старого города Вероны висит табличка с цитатой из Шекспира:
"Но мира нет за стенами Вероны:
Чистилище там, пытка, самый ад!
Изгнав отсюда, этим изгоняет
Из мира он меня; а это - смерть!"
("Ромео и Джульетта". III акт, III сцена).
Что ж, веронцам не откажешь в юморе и понимании важности символов в нашей жизни!
Все фотографии Вероны (если не сказано иное) сделаны мною в 2013 году.
Сергей Воробьев.