Сравнительное буйство

Oct 01, 2016 14:25

  
     Часто приходится слышать рассуждения о дикости и варварской отсталости наших далеких предков - восточных славян по сравнению с цивилизованными западноевропейцами. Одним из аргументов, который приводят сторонники этой версии, является цитата, вырванная из контекста договора посланников киевского князя Игоря Рюриковича с греками (т. е. византийцами), заключенного в 944 году.



Вот эта цитата: "...Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по 50...".

"Вот смотрите, - обычно говорят поклонники западноевропейской культурности и цивилизованности, - насколько были дикими и буйными эти славяне в середине Х века, если они представляли большую опасность для населения миллионного Константинополя, в том случае, когда их там одновременно находилось более 50 человек. И это в столице могущественной Восточной Римской империи с ее превосходной армией и силами охраны общественного порядка! В предыдущем договоре, заключенном при князе Олеге в 911 году, никакого органичения численности руссов во время их пребывания в Константинополе не было. Видимо за 33 года они сумели натворить там столько дел и печально прославиться как буйные варвары, что пришлось для безопасности мирных жителей Царьграда ввести разумные ограничения".

Казалось бы, эти рассуждения представляются совершенно логичными.
    Но так ли это?


Ну, во-первых, вряд ли можно говорить о тех руссах, что регулярно наведывались в Константинополь в Х веке, как о славянах. Это видно хотя бы по именам послов как Олега, так и Игоря.
    Вот полный список послов князя Олега, о которых говорится, что они "от рода русского": Карлы, Инегелд, Фарлаф, Руалд, Веремуд, Рулав, Гуды, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидул, Фост и Стемид. Найдите среди имен этих 15 послов хотя бы одно славянское!



А вот имена послов князя Игоря: Вуефаст, Улеб, Каницар, Шихберн Сфандр, Либеар Фастов, Шибрид Алдан, Стегги, Мутур, Игелд, Иггивлад, Фрутан, Руалд, Стир и т. д.
    Спрашивается, а где, собственно, Святославы, Ярославы, Ярополки, Владимиры и прочие Изяславы с Всеволодами?
    Впрочем, это и не удивительно, поскольку и сами князья Олег и Игорь на самом деле носили имена Хельги и Ингвард. Кого они должны были послать в Константинополь кроме как своих дружинников? А их дружинники (по крайней мере "старейшая" часть дружины) почти целиком состояла из наемников - норманнов, которых на Руси называли варягами.

Ну а о том, что эти варяги действительно не отличались добродетельным поведением, видно по другому источнику - "Русской Правде", древнейшая часть которой, составленная тогда еще новгородским князем Ярославом Владимировичем не позднее 1019 года, предназначалась прежде всего для урегулирования конфликтов, постоянно возникающих между этими самыми варягами - членами княжеской дружины. Большая часть статей этого первого, дошедшего до нас письменного источника права Древней Руси основана на прецедентах: кто-то кого-то ударил батогом или жердью, пястью, чашей или рогом; кто-то кому-то "уткнул мечом руку" и она "отпала или усохла", кому-то в пьяной драке отрубили "перст", отрезали усы или бороду и т. п. А основная масса населения - те самые славяне продолжали жить согласно неписанным нормам обычного права, основанного на традициях, в которое княжеская власть до поры до времени не вмешивалась, поскольку обычное право прекрасно выполняло свою регулятивную функцию (уже во второй половине XI века ситуация изменилась, и сыновьям Ярослава пришлось значительно дополнить "Русскую Правду", внеся в нее нормы, регулирующие отношения между общинниками и властью, появляются нормы гражданского и административного, наследственного и даже трудового права).

Так что, своим буйным поведением в Константинополе, вероятнее всего, прославились не славяне, а именно руссы - варяги, в Х веке этническими славянами не являвшиеся. Каково было их этническое происхождение? Скорее всего, это были выходцы из скандинавских стран, хотя вообще-то, варяг (он же викинг, он же норманн) не столько национальность, сколько профессия - мореход, торговец и пират одновременно из стран Северной Европы.
    "Господь, избавь нас он норманнов!", - такова была одна из самых популярных молитв населения Северной Франции, Южной Англии и даже Италии и Северной Африки.



Можно ли было ожидать от этих людей, вся жизнь которых проходила в грабительских набегах на прибрежные (и не только) города, сражениях за добычу и драках при ее дележе, цивилизованного поведения?
      Умереть не в постели, а в бою - такова была мечта любого варяга. Только в этом случае, в чем он был убежден, его душу ожидал языческий рай - Вальхалла и вечная жизнь на пирах у Одина, где ему будут прислуживать валькирии, а главным развлечением между пирами станут поединки, в которых все участники, независимо от их результата, закончатся отрастанием отрубленных конечностей, мгновенным зарастанием нанесенных ран и продолжением пиршества.



Однако, при чем здесь славяне и их варварство?

И вот тут то, что я хотел сказать во-вторых.
    Буйство варягов (не славян) в Х веке ничего удивительного из себя не представляет. Но нужно заметить, что варяги были воинами, в большинстве своем язычниками, да и Х век - это все-таки не XIV - XV.

А теперь давайте посмотрим на "цивилизованную" Западную Европу, в которой людям, не меющим никакого отношения к воинской службе, а напротив, занимающимся совершенно мирным делом - получением университетского образования, студентам XIII - XVII веков запрещалось иметь при себе ножи, шпаги и любое другое оружие, а также появляться на улицах после 9 часов вечера, ибо это представляло собой угрозу безопасности мирных горожан.
    Еще раз подчеркну, что речь идет не о солдатах-наемниках, каких-нибудь ландскнехтах, не о матросах, сошедших со своих кораблей на берег, чтобы "расслабиться" после длительного плавания, не о подозрительных иностранцах из "варварской Московии", а о студентах!

Вот они на занятиях. Десять безоружных, как и положено, студиозиусов прилежно (или не очень) внимают лектору, вещающему с кафедры. А с трех сторон их окружают надзиратели, как кажется, в любой момент готовые приступить к усмирению беспредела, вероятность которого ими не исключается. Что там за предметы у них на плечах? Может быть, это и не оружие, но они вполне в случае чего могут быть использованы как таковое.



А вот такие же студенты во внеурочное время:



Шахматы - не азартная игра? Ну это как сказать!

А вот разлечения студентов Оксфорда в середине XIV века:



Выводы, мои уважаемые друзья и читатели, можете сделать сами.

Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

средневековье, размышления, Древняя Русь, Европа, история

Previous post Next post
Up